наверх
03.05.202421:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Льготник - выйди вон! Ультиматум и шантаж перевозчиков Львова

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (478)

(обновлено: )164160
Участники "автобусной забастовки" предъявили мэрии ультиматум: если до 15 сентября власть не предложит подходящий для водителей вариант решения проблемы, они опять снимут маршрутки с рейсов.

Татьяна Костюк — Львов, РИА Новости Украина

"Удостоверения" как красная тряпка

Последнюю неделю поездка во львовской маршрутке выглядит приблизительно так: на каждой остановке, как только в салон заходит пассажир со словами: "Удостоверение", с водительского места в ответ несется лекция о том, что уже пол автобуса льготников, бензин дорогой, и все работают себе в убыток. Иногда "лекция" короткая, но ругательная. 

У львовских перевозчиков обострение аллергии на льготников. Если раньше возмущение было сдержанным и единичным, то теперь как бы получена официальная отмашка, что можно "травить". 

В городе прошла предупредительная забастовка водителей маршруток, с целью показать, кто в городе хозяин. Конечно, удалось убедить, что коммунальный транспорт не способен справиться с пассажиропотоком без их услуг. Итог: толкучки на остановках, опоздания на работу и важные встречи. И хотя в протесте участвовали не все перевозчики, проблему подняли на новый уровень. 

Главный аргумент бастующих: льготников стало слишком много, а им не возмещают затраты на их перевозку. 

Раньше только инвалиды, ветераны и участники боевых действия пользовались льготой на бесплатный проезд. А теперь все пенсионеры с таким правом. И, конечно, они им пользуются сполна. До этого чаще ездили трамваями, а теперь все садятся в автобус. Иногда одну остановку едут, но все-равно с нами, — возмущается водитель автобуса №51.

Перевозчики предложили свои варианты решения проблемы. Требуют запретить бесплатный проезд пенсионерам и инвалидам 3-й группы. Озвучили и необычную идею — возить владельцев удостоверений в отдельном автобусе по графику. В крайнем случае будут довольны, если разрешат официально ограничить количество льготников в одном автобусе до 4-х человек.   

"Фашистские" требования 

Пенсионеры не готовы к отмене льгот!" - уверена 75-летняя координатор клуба людей преклонного возраста Надежда Шекета. — Только на лекарства уходит половина пенсии, а еще нужно на что-то жить.

Солидарна с пенсионеркой и руководитель Львовской ячейки УТОС Любовь Кукуруза: для нас, льготников по зрению, сам факт оплаты за проезд в автобусе — это очень сложно. Не говоря о том, что не морально и унизительно. При средней пенсии в 1200 гривен, которую получают инвалиды, платить за проезд — это уже за рамками здравого ума. Предложение выделить один автобус на маршруте для перевозки льготников — это как фашизм, гетто. Сколько времени придется ждать этот автобус. А как добраться в поликлинику на прием или утром, чтобы сдать анализы. 

Критикуют льготники и идею вернуться к графику, по которому бесплатным проездом могли воспользоваться только после 10:00 утра и до 16:00. Ведь инвалидов часто сопровождают люди, которые не могут свою помощь планировать по графику маршрутчиков.

Когда нас использовали на, мягко говоря, рискованных работах, никто не переживал за наше здоровье, — говорит глава Львовской областной организации "Союз Чернобыль Украины" Всеволод Смерчинский. — А теперь хотят отказать в праве на льготы? Это гадко.

Многие из опрошенных общественных деятелей считают, что логичным выходом из ситуации было бы введение системы электронных билетов. 

Можно заложить льготу в "карту львовянина", - предлагает координатор программы "Безбарьерная Украина" Ярослав Грибальский. — Тогда можно будет наладить систему компенсации расходов на перевозку льготных категорий в транспорте. 

Получается, что, с одной стороны, идет учет доходов перевозчиков, на который они все время жалуются, а с другой, — возможность покрывать льготы с помощью монетизации. Кстати, идею монетизации поддержал и министр инфраструктуры Владимир Омелян, который находился во Львове как раз в пик забастовки. Он заявил, что Кабмин активно работает в этом направлении и на одном из ближайших заседаний этот вопрос рассмотрят: знаю, что это проблема не только Львова. Я много раз лично анализировал ситуацию, когда выплачивались субсидии или компенсировали перевозку льготников. И это, к сожалению, было постоянным источником коррупции.  Поэтому мы должны перейти к адресной материальной помощи, то есть монетизировать эту льготу.

Хотят поднять тариф? 

Перепало пенсионерам и от львовян, которые стали заложниками забастовки маршруток. Стариков обвинили в том, что в желании реализовать свои "льготные" права, они мешают работающим людям добираться по утрам в офисы.  

Возле оптового рынка половина пассажиров маршрутки выходит. Это пенсионеры спешат закупить помидорчики и огурчики. Знаю, что некоторые начинают свой утренний вояж с привокзального рынка — там цены узнают. Потом сюда едут, сравнивают. Понятно, что они ищут где сэкономить, но мое сочувствие к ним улетучивается, когда из-за них не помещаюсь в маршрутку, — написала на одном их форумов львовянка Наталья Кухар.

А что, если пенсионер, то нет права ехать куда-то?— возмущается в ответ Ирина Гордиенко. — Если кто-то не влез в автобус, это не проблема пенсионера, это проблема транспортной системы, которая должна работать так, чтобы удобно было ехать всем желающим. 

Тем временем в интернете обсуждают и еще одну версию. Некоторые львовяне подозревают, что эту волну против льготников запустили неслучайно. 

Да ясно, как белый день, хотят поднять цену на проезд для всех. Сначала будет песня о том, что одни бедные несчастные, а потом еще парочка забастовок-ультиматумов и не успеем глазом моргнуть, как в мэрии утвердят новый тариф в 6 гривен. Если повезет, то в 5, - "разоблачает" планы перевозчиков львовский программист Олег Григорьев.

В мэрии, правда, пока пытаются "держать лицо" и демонстрировать защиту о простых смертных.

Частники заставили львовян испытать неудобства, а это недопустимо, — отметился комментарием мэр Андрей Садовый. — Громада города никогда не согласится на шантаж. Только конструктивный разговор может решить проблемные моменты.

Читайте также: Нападение и поджог "Интера": все подробности происшествия

Шантаж не шантаж, но пока последнее слово за перевозчиками. Они дали власти время до следующей сессии горсовета, которая состоится 15 сентября. Но если рабочая группа, созданная после предупредительной забастовки, не предложит варианты урегулирования ситуации, львовяне опять рискуют остаться без самого популярного транспорта.

Самое читаемое
    Темы дня