наверх
16.04.202419:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Пенсионная реформа - это работа до смерти

Как жить? Митинги учителей, бунт чернобыльцев, голодовка шахтеров (172)

(обновлено: )4851194
В ближайшем будущем украинцев ожидает две "инновации" в системе социального обеспечения - введение второго (накопительного) уровня обязательного государственного пенсионного страхования и повышение пенсионного возраста.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Выводы о названных новациях можно сделать, оттолкнувшись от заявлений руководителей Минсоцполитики и Минфина, а также из Плана приоритетных действий правительства на 2016 год, утвержденного Постановлением №418-р от 27 мая 2016 года.

В кабминовском плане введение накопительной системы пенсионного страхования и развитие негосударственного пенсионного обеспечения отнесены к ключевым шагам, которые необходимо осуществить в среднесрочной перспективе. Обосновывают эти шаги максимально глупо, по-кабминовски. В частности, потребность в накопительной системе списывают на то, что с учетом уменьшения почти вдвое (до 22%) ставки единого социального взноса дефицит бюджета Пенсионного фонда Украины в 2016 году увеличился да 81,3 млрд гривень, из которых 77,2 млрд гривень в связи со снижением ставки единого социального взноса, а минимальная пенсия (1 130 грн) составляет лишь 51% фактического прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

При чем тут одно к другому и как накопительная система, средствами которой (по действующим нормам) Пенсионной фонд не сможет распоряжаться вообще, в Кабмине не поясняют. И это не удивительно, ведь профильный министр в принципе не понимает, как и для чего существует система государственного пенсионного страхования. Это подтверждается его заявлениями, транслируемыми пресс-службой министерства. В частности, глава Минсоцполитики Рева уверен в том, что пенсионной возраст повышать придется, если не сейчас — то позже, а то "Меркель не поймет". "Этот вопрос мы можем обсудить чисто гипотетически. Вот у нас не хватает денег в Пенсионном фонде. Мы едем занимать на Запад, приезжаем в Германию, встречаемся с Ангелой Меркель и грустно ей в лицо говорим, что у нас не хватает денег на пенсии. О чем она подумает, как вы считаете, если возраст выхода на пенсию в Германии 67 лет?" — вопрошает Рева.

К чему же приведет первое и второе? Попробую объяснить популярно.

Накопительная система

Внедрение накопительной системы было предусмотрено в далеком 2003 году, когда принимался новый закон о пенсионном страховании. В нем были прописаны три необходимых и достаточных условия для ее реализации:

— бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины (ПФУ);

— экономический рост на протяжении двух лет подряд перед ее введением;

— увеличение размера минимальной пенсии до объема прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Вторая пенсионная реформа стартовала с 1 января 2004 года. С сентября 2004 года минимальная пенсия и прожиточный минимум сравнялись по размеру. Начиная с 2005 года можно найти даже два года последовательного экономического роста, да и три года и четыре подряд. Но вот что касается бездефицитности ПФУ, то здесь все грустно.

Дотации Пенсионному фонду на покрытие обеспечения льготных пенсий и дефицита бюджета: в 2005 году – 6,7 млрд. грн., в 2006-ом – 7,9 млрд. грн., в 2008-ом – 40,2 млрд. грн., в 2010-ом – 33,8 млрд. грн., в 2011-ом – 40,7 млрд. грн., 2012 — 15,3 млрд. грн., 2013 — 21,8 млрд. грн., 2014 — 17,1 млрд. грн., 2015 — 31,7 млрд. грн., 2016 — 81,3 млрд. грн.

Смотрите также: Средняя зарплата врачей в Украине

Почему бюджет ПФУ должен быть бездефицитным? Потому что в противном случае, собранные в накопительной системе средства будут использоваться для покрытия его дефицита.

Это все условия, которые действительно достаточны для начала работы накопительной системы, но совершенно недостаточны для ее эффективной работы. Почему? Да потому что национальная валюта Украины — гривна, не является деньгами. Точнее, она не выполняет пяти базовых функций денег (меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа, мировых денег) ограничиваясь всего двумя — как средство обращения и средство платежа. Гривна ничего не стоит, так как не имеет соизмеримого эквивалента ни в труде, ни производстве материальных ценностей, ни драгметаллах. В ней невозможно накопить или сберечь капитал и невозможно использовать для материализации всеобщего блага. С момента своего введения в оборот в 1996 году за 20 лет гривна обесценилась примерно в 20 раз, если считать по покупательной способности и этот процесс продолжается. Следовательно, система накопления, основанная на попытках сберечь средства в гривне — обречены на провал.

Единственные, кому поможет заработать накопительная система — это управляющим компаниями, которые будут распоряжаться пенсионными отчислениями граждан. А для всех остальных начало ее работы означает снижение заработных плат на 2-7%.

Повышение пенсионного возраста

Если верить данным Пенсионного фонда Украины, на 1 января 2014 года в Украине насчитывалось 13,533 млн. пенсионеров, а на 1 января 2016 года их число уменьшилось до 12,314 млн. человек. И никакими "потерями Крыма" это не пояснить. Все намного проще и страшнее — украинцы вымирают.

По данным Государственной службы статистики (2015 го), средняя продолжительность жизни в Украине составляет в среднем 70,4 года: для мужчин это 65,2, а для женщин 75,5 лет. На сколько обоснованы эти данные судить сложно, так как перепись населения не проводиться уже 17 лет подряд, но даже если в это поверить, то отстаем мы от среднеевропейских показателей примерно на 10 лет. Да и на пенсии типичный европеец живет дольше, чем типичный украинец.

Да, примерно треть украинцев до пенсии вообще не доживают. При этом, их страховые платежи — сгорают. То есть не достаются ни им ни их наследникам.

После 2012 года, когда вступили в силу изменения в порядок установления пенсий согласно "пенсионной реформе им. Сергея Тигипко", для получения пенсий мужчины должны иметь 35 лет страхового стажа, а женщины — 30. Простой расчет показывает, что на получения минимальной пенсии у мужчин при окончании трудовой деятельности в 60 лет, которые отслужили в армии и закончили ВУЗ, шансов нет ни малейших. При 11-ти (12-ти с 2017 года) летнем среднем образовании школу они заканчивают в 18-19 лет. Обучение в ВУЗе (для получения степени магистра) 6 лет и еще и служба в армии — 1 год. В итоге, даже если сразу же после окончания высшего учебного заведения и последующей службы  в армии молодой человек идет на работу, то для получения минимальной пенсии ему при самых благоприятных условиях придется работать… до 61 года без перерыва! То есть, ни на сутки не прекращая и не меняя работу. А поскольку, средний возраст жизни  украинских мужчин – 65,2 года… то шансов пожить на пенсии у них практически не будет. Следовательно, всякий смысл в легальной занятости и "белой" зарплате исчезает напрочь. Так как, платя социальные взносы,  мужчины только уменьшают свой доход сейчас и ничего не получат на пенсии, потому как банально до нее не доживут, а если и доживут – то год-полтора пенсионной жизни на минимальную пенсию никак не оправдает 35-лет постоянных выплат как минимум трети зарплаты в непонятном направлении.

У женщин ситуация мало чем отличается, разве что вместо армии нужно учитывать беременность + роды и уход за ребенком.

Повышение пенсионного возраста увеличит длительность страхового стажа и снизит число лет пребывания на пенсии. То есть при поднятии пенсионного возраста до 65 лет, мужчины просто не смогут насладиться отдыхом на пенсии, а женщины проживут на ней около 10 лет.

Мне часто возражают, говоря о том, что в среднем и мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста, живут дольше и так считать некорректно. На это я всегда возражаю: до пенсии не доживает треть и тенденция ухудшается, так что в среднем картина именно такова, как я написал.

Так что с повышением пенсионного возраста экономический смысл в легальной занятости пропадет вообще, а значит — дефицит бюджета ПФУ будет только возрастать.

С чего начать

1. Отчисления в Пенсионный фонд должны производиться со всех видов доходов и любого размера доходов всех граждан. В противном случае (как сейчас) у нас работает не солидарная система пенсионного страхования, а какая-то другая система, в которой вечно будет не хватать денег и которая всегда будет несправедливой, хотя бы, потому что платежи взимаются избирательно.

2. Все начисления на заработную плату должны быть ликвидированы. Страховые платежи и налоги — только с зарплат. Причем сначала с зарплаты снимаются страховые платежи и только с оставшейся суммы — налоги. В итоге, абсолютное большинство граждан будет сильно удивлено, когда при заработке в 10 тыс грн (вроде большая сумма) на руки получит около 5,5 тыс грн. А если учесть и НДС, который мы платим в бюджет при каждой покупке, то для жизни из 10 тыс грн останется около 4,5 тыс. грн. Это позволит многим совершенно иначе взглянуть на то, как функционирует государство и выполняет ли оно взятые на себя, согласно Конституции, обязательства

3. Все граждане должны стать собственными налоговыми агентами. То есть платить налоги самостоятельно.

4. Выплаты из солидарной системы должны проводится соразмерно отчисляемым на протяжении всего страхового стажа платежам.

5. Все виды социальных пенсий и пенсий за особые заслуги должны не только выплачиваться из бюджета, но и не считаться дотацией Пенсионному фонду, чтобы избежать путаницы.

6. Трудовую неделю необходимо сократить до 32 часов, а то и сильнее, чтобы обеспечить рост уровня занятости, так как за счет иных механизмов это быстро сделать не получится. Таким образом число постоянных плательщиков в ПФУ возрастет.

7. Перейти от понятие "социальный стандарт = бюджетный показатель" к понятий "социальный стандарт = социально-экономический показатель". То есть увеличить как минимум в 5 раз нынешние прожиточные минимуму до уровня соответствия расходам на проживание и питание в Украине. Да, ни к какой инфляции это не приведет, так как цены и тарифы в Украине уже среднеевропейские и во многих случаях даже выше. Доходы же должны отвечать уровню цен. Только так экономика может развиваться.

Вышеприведенные меры не являются панацеей от несбалансированности бюджета Пенсионного фонда или от низких пенсий. Потому что причина такой разбалансировки лежит вне сферы социального обеспечения. С тех пор, как весь мир отказался от "золотого паритета" и перешел к "корзине валют" для оценки стоимости денег, эмитируемых государствами и частными компаниями (ФРС США — частная контора и к государству не имеет ни малейшего отношения), накопления капитала в валюте ради использования его в будущем — потеряло смысл. А с появлением таких финансовых инструментов как деривативы, которые вообще уничтожили такое понятие как "стоимость капитала" применительно к валютным сбережениями, все существующие системы пенсионного обеспечения, основанные на накопительном принципе лишились своей актуальности.

Деньги дешевеют быстрее, чем пенсионные фонды получают профит от инвестиций. Почему? Да потому что средства пенсионных фондов используются в качестве "долгих денег", которые инвестируются или в государственные ценные бумаги или проекты, которые приносят стабильную, но незначительную прибыль. Рисковать деньгами пенсионных фондов, используя их для биржевых игр, на сколько я знаю, не позволяют ни в одной цивилизованной стране. А без таких операций, аккумулированные ресурсы не могут быть использованы даже для того, чтобы в течение срока их сбережения хотя бы поддерживать покупательную способность вложенного. А уж о том, чтобы заработать на таких средствах и речи не идет. Отмечу, когда я пишу "заработать", я имею в виду тех, кто доверил свои деньги пенсионным фондам, а не владельцев/топ-менеджеров этих фондов и не собственников проектов, в которые они вкладывают средства.

Смотрите также — Розенко о выплате пенсий: никакой катастрофы не будет

На данный момент центробанки практически всех стран мира занимаются печатаньем фальшивых денег. Делают они это в основном для покрытия бюджетного дефицита. И до тех пор, пока виртуальных и ничем не обеспеченных денег в мировой экономике будет значительно больше, чем товаров и услуг, а эмиссионные центры продолжат печатать фантики, никакие системы пенсионного обеспечения работать не смогут. 

Самое читаемое
    Темы дня