Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков
Самый скандальный на сегодня вопрос рассмотрят на продолжении первой сессии 20 ноября. А пока же скандал ограничился "всего лишь" тем, что в горсовет не допустили прессу.
Акция "непротеста"
За полчаса до начала сессии у горсовета собралась толпа человек 50-80, милиции было едва ли не больше, чем самих пикетчиков. Все входы были перекрыты, действовал со скрипом пропускали людей лишь через главные двери. Перед ними, сцепившись локтями, стояли десятка два милиционеров в бронежилетах и касках.
Судя по шевронам, здесь присутствовали Госслужба охраны, ее спецподразделение "Титан", также патрулировали несколько кинологов с овчарками. Через дорогу стояли два "МАЗа"-автозака.
У входа была передвижная инсталляция с кукольными мэром Геннадием Кернесом и нардепом от "Оппозиционного блока" Михаилом Добкиным за решеткой. Также были установлены колонки, из которых неслась патриотическая музыка, перемежаясь выступлениями пикетчиков.
"Это не акция протеста! Мы пришли показать, что в Харькове есть активная общественность, и власть должна прислушиваться к активистам! Когда нам говорят, что проголосовало большинство за Кернеса и "Видродження", – это чушь. Проголосовала за них всего четверть из 1 200 000 избирателей! (На самом деле избирателей 1,114 млн. – Ред.) Тут присутствуют активисты, которые представляют интересы проукраинской громады, они представляют интересы людей, и они на самом деле являются депутатами", – заявил лидер организации "Громадська варта" Валентин Быстриченко.
По его словам, "все эти бабушки, дедушки, которые живут коммунистическим прошлым, не имеют права определять будущее Харькова".
Голос улицы
Мы решили спросить у харьковчан, которые проходят мимо пикета, что они думают по поводу пикетчиков. Знают ли вообще, зачем те пришли сюда? Доверяют ли им?
"Зачем здесь стоят вот эти люди? Они разрушают нашу страну, это мое мнение. Они ничего не сделали. Почему они сегодня здесь – я без понятия. Я живу в тихом спокойном городе, у нас нет войны, город обновляется, ремонтируют дороги. И что, придут вот эти мальчики? Они же по чьей-то указке работают. Им заплатили – они здесь стоят. Я иду на работу, я не буду здесь стоять. А им заплатили, потому что это их работа", – считает харьковчанка Нина Кулиш.
"Я подошла спросила – мне сказали, что просят поменять название района с Дзержинского на другое и название площади Руднева. Больше ничего не знаю. Думаю, если переименовывать, то нужно общегородской референдум проводить", – говорит временно неработающая Валентина.
"Нет, я не в курсе, что тут происходит. Вчера было все спокойно, а сегодня – толпа. Я вообще занят другим сейчас: пенсию оформляю, никак из архива документы не получу – то там ошибка, то там ошибка", – отвечает на вопрос Николай Светличный.
"Я не интересуюсь, что они там митингуют. Пусть беспокоятся. Понятия не имею, что они хотят. Знамена развернули какие-то…", – комментирует местный житель Александр Казаченко.
Как Кернеса спасали от задержания
Накануне "Громадська варта" на своих страницах в соцсетях обещала "во время представления на должность Герпеса Г.А. на должность городского головы на должность городского головы, провести гражданское задержание (сдача Кернеса после задержания в полицию. Только законными методами) данной личности в связи с бездействием прокуратуры по фактам призыва к сепаратизму, открытой поддержки агрессора во время войны, пытки людей, разворовывания городского бюджета и коррупционным схемам".
За 15 минут до начала сессии группа общественников которая подала заявку на присутствие в сессионном зале попыталась пройти внутрь. У входа возникла заминка. Милиция пропустила лишь 4 из 12 активистов. Очевидно, ограничение было связано как раз с обещанием "гражданского задержания" Кернеса: 4 общественника в зале не представляли угрозы порядку, в отличие от 12-ти.
За общественниками у дверей стояла группа из полутора десятков журналистов. Они также не смогли попасть на сессию. После 10 минут ожидания им объявили, что сессия уже началась, и в зал их все равно не пустят.
Милиция комментировать что-либо отказывалась, но давала понять, что руководит охраной порядка СБУ.
Также один из чиновников сообщил, что списки аккредитованных журналистов были утверждены два дня назад. Хотя еще вчера на сайте горсовета журналистов звали и говорили, что достаточно удостоверения и паспорта.
"Самопомич": "мопед не мой"
Сама сессия проходила в мягком стиле. Кроме народного депутата от "Возрождения" Дмитрия Святаша, почетного гражданина Харькова Владимира Семиноженко, слово дали и представителю активистов Игорю Лядову. Он напомнил депутатам об ответственности за их решения, сказал о "радикальных настроениях в обществе" и о том, что их может ждать "гражданский суд, суд Линча".
Представитель фракции "Самопомочи" Тарас Ситенко, который засветился среди "активистов", сорвавших общественные слушания по переименованию улиц и районов Харькова, отметил, что в горсовете необходимо сотрудничество. Он зачитал требования общественников: "открытый горсовет", сокращение штата чиновников (2500 человек – "слишком много"), ликвидация "монополии большинства горсовета на назначение секретаря совета" и новые общественные слушания по декоммунизации названий улиц и районов.
Интересно, тут он выступил, как в известном меме – "мопед не мой, я только разместил объяву". То есть особо подчеркнул, что тезисы – не его, он всего лишь озвучил их.
Блок Порошенко заодно с "Возрождением"
Геннадий Кернес на этом заседании горсовета держался вежливо, но твердо. Шпилек от него не было в сторону активистов – разве что напоминание, что они представляют политические силы, "которые не набрали и одного процента": "Они хотят, чтобы их слышали – их слышат, но диктовать мы не позволим. Мы не будем идти тем путем, которого от нас требуют с помощью ультиматумов".
Сотрудничество между провластными фракциями и экс-регионалами в горсовете уже просматривается. За кандидатуру секретаря горсовета внесенную Геннадием Кернесом, Александра Новака проголосовали не только депутаты от "Возрождения" и "Нашего края", но и фракция "Блока Петра Порошенко "Солидарность".
"Самопомич" отказалась участвовать в голосовании, поскольку считает неправильным вообще его нахождение в депутатском корпусе. Напомним, Новак стал депутатом после того, как отказались от мандатов 12 человек, стоявших в партийном списке впереди него. "Самопомич" как вторая по величине фракция горсовета надеялась получить этот пост для своего представителя.
Ждем второй серии
Первая сессия горсовета проходит в два приема. Самый скандальный вопрос, о переименовании улиц и районов, стоит под номером 12 и будет рассматриваться на втором пленарном заседании – 20 ноября.
Декоммунизация будет проведена, но вопрос этот, возможно, разобьют на две части – переименование районов может быть оставлено на усмотрение мэра Геннадия Кернеса. После принесения присяги он пообещал, что вопрос переименования районов будет решаться им, если до 21 ноября этого не сделает горсовет. При этом Кернес отметил: "Вопросы, связанные с переименованием районов, а именно Орджоникидзевского, Ленинского, Дзержинского, Октябрьского рассматриваться не будут (на этой сессии. – Ред.). Потому что мы будем дальше изучать общественное мнение по учету интересов заинтересованных сторон".
Он также сообщил, что по данным соцопросов харьковчане против переименований районов.
Тем временем активисты у входа в горсовет, который все еще охраняла милиция, пообещали собраться вновь завтра, 19 ноября, чтобы обсудить дальнейшие действия.