наверх
26.04.202420:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Продолжит ли ЕС переговоры с Турцией о вступлении в Союз?

Турция послепереворотная: Эрдоган, РФ и ЕС (312)

(обновлено: )48921
Переговоры между Турцией и ЕС не ведутся и пора уже оставить в покое вопрос соответствия Турции копенгагенским политическим критериям, ведь всем понятно, что страна идет по совсем иному пути, считает турецкий эксперт и журналист Дженгиз Актар.

РИА Новости Украина

Как руководители ЕС, так и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в последнее время все чаще задаются вопросом о целесообразности продолжения переговоров о вступлении Турции в Европейский союз в свете усиливающейся критики в адрес Анкары по поводу состояния демократии и правопорядка в стране. 

На неделе Европейская комиссия опубликовала доклад, посвященный заявке Турции, в котором пришла к заключению, что ситуация с соблюдением законности, свободой СМИ и правами человека, значительно ухудшилась по сравнению с 2015 годом.

14 ноября пройдет встреча 28 министров иностранных дел стран-членов ЕС, где будут обсуждаться отношения Союза с Турцией и возможно принятие решения о целесообразности приостановки переговоров о ее вступлении. Между тем, президент Эрдоган также публично поставил под сомнение целесообразность продолжение затянувшихся переговоров с Евросоюзом.

Политический обозреватель, специализирующийся на отношениях Турция-ЕС, журналист Дженгиз Актар в интервью Sputnik прокомментировал доклад Еврокомиссии, дальнейшие перспективы переговорного процесса и ситуацию взаимной критики в риторике Брюсселя и Анкары. 

— Ни для кого не секрет, что речь идет о взаимной неприязни Брюсселя и Анкары. Европейские "приключения" Турции длятся уже очень долгий период времени. К настоящему моменту в переговорном досье Турции открыто всего лишь 16 глав. В истории расширения союза такой слабой с точки зрения продвижения процесса присоединения страны-кандидата еще не было. И надо подчеркнуть, что это вина не только Турции. С другими кандидатами никогда переговоры не длились так долго. Да и сейчас никаких конкретных подвижек  не происходит. Было открыто 16 глав, одна из них была впоследствии закрыта. Содержание оставшихся 15-ти связано с двумя основными вопросами – региональной и экологической политикой. Региональная политика – это политика, которая, по сути, отвечает основным требованиям курдского политического движения. Если бы она смогла быть реализована в Турции, многое изменилось бы  в лучшую сторону, но в настоящее время это кажется маловероятным. Что касается второго пункта, то Турция в вопросе экологии в мире является плетущейся в конце страной. Таким образом, можно говорить о том, что  переговорный процесс между Брюсселем и Анкарой  в реальности ведется только на бумаге, и  это положение дело  становится  невыносимым для обеих сторон. 

Читайте также: Украина может оказаться в эпицентре конфликта между Турцией и ЕС — эксперт

Решение о начале переговоров было принято в декабре 2004 года. Страны ЕС смотрели на ситуацию одобрительно, поскольку признавали, что Турция в достаточной мере выполняет Копенгагенские критерии. Было решено перейти к заключительному этапу переговорного процесса, что и произошло в октябре 2005 года. Между тем, в настоящее время вопрос соответствия копенгагенским критериям в политической сфере стал абсолютно бессмысленным. Это связано с тем, что Турция — далеко не та страна, которая в достаточной мере соответствует политическим копенгагенским критериям уже на протяжении трех-четырех лет. Ситуация с переговорами стала отчаянно напоминать замкнутый круг, и в ЕС это отлично понимают. Но тут возникает дилемма. Она связана с тем, что в политической культуре Европы принято до самой последней минуты продолжать говорить о переговорах и пытаться их провести. Европе не свойственно резко разрывать все связи, поспешно сжигать за собой мосты. В отличие от Турции, которая  способна на резкие шаги в политических процессах. Таким образом, здесь сталкиваются две парадигмы ведения переговоров – европейская и турецкая.

На встрече глав внешнеполитических ведомств стран-членов ЕС 14 ноября в Брюсселе одним из главных пунктов повестки дня будет вопрос о продолжении переговоров с Турцией.

— Ход переговоров регламентирует так называемый рамочный документ. Основной принцип, в соответствии с которым переговоры могут быть прекращены, прописан именно там. Если вкратце, то звучит он так: "В случае если в Турции в серьезной форме и регулярно нарушаются принципы уважения  свобод, демократии, права человека  и верховенства права, комиссия в праве по собственной инициативе или же по требованию одной трети стран-членов предложить приостановить переговоры". Именно это будет стоять как первоочередной вопрос на повестке дня в понедельник 14 ноября на встрече министров иностранных дел стран-членов Союза. Они проведут целый ряд консультаций. При этом я не думаю, что под действием этой самой трети или членов комиссии на этой встрече будет принято решение о прекращении переговоров. Но долго такое положение дел продолжаться не сможет. Ведь переговоры, по сути, не ведутся. Пора уже оставить в покое вопрос соответствия Турции копенгагенским политическим критериям, всем уже понятно, что страна идет по совсем иному пути. Однако Турция, как член НАТО, продолжает оставаться важным политическим игроком. И сейчас ЕС всерьез задумался о том, что может произойти в том случае, если ко всем стоящим перед ним на сегодняшний день проблемам прибавится еще и турецкий вопрос. 

Правда ли что главный вопрос сейчас заключается в том, решит ли ЕС отказаться от поддержания переговорных контактов с Турцией или нет?

— Турецкое руководство связывает это в первую очередь с сирийским кризисом, а точнее, с миграционной проблемой. Это, пожалуй, единственный вопрос, при обсуждении которого Анкара ощущает свою силу и ставит Европе условие – "если не предоставите турецким гражданам визовых послаблений, мы откажемся от выполнения условий соглашения по беженцам, и отправим их в Европу". Но вопрос о визовой либерализации в пользу Турции решен не будет. Это связано и с предстоящими в апреле президентскими выборами во Франции и с парламентскими выборами в Германии в сентябре. Не может идти и речи о том, чтобы надеяться на отмену виз для турок при таком нынешнем положении дел. Так или иначе, в декабре турецкой стороне об этом скажут. Анкара сама назначила крайнюю дату для оглашения решения по этому вопросу – 31 декабря. Эта дата будет иметь определяющее значение для дальнейшего развития отношений между Турцией и ЕС. 

Самое читаемое
    Темы дня