Кабинет Министров 15 сентября утвердил проект госбюджета на будущий год с дефицитом не более 3% ВВП и ростом на уровне 3% и передал его на рассмотрение Верховной Рады.
Читайте также: Андрей Блинов о сложностях с доходной частью бюджета 2017
По словам премьера Владимира Гройсмана, правительство не планирует увеличивать в следующем году общегосударственные налоги, в бюджете закладывается рост социальных стандартов, и увеличение финансирования сектора обороны и безопасности. Также премьер заявил, что основная тенденция госбюджета — это курс на децентрализацию.
Министр финансов Александр Данилюк, представляя проект главной сметы в Верховной Раде, подчеркнул, что поступления в государственный бюджет в 2017 году вырастут не за счет усиления налогового давления на бизнес, а благодаря экономическому росту и принятым властью мерам.
Основные статьи бюджета-2017 в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал экономист, эксперт фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
До конца года планируют дополнительно направить на нацбезопасность и оборону шесть миллиардов гривен. Как вы это прокомментируете?
— После заявления Гройсмана, что вы только проголосуйте за бюджет, а я его не только выполню, но и перевыполню, меня уже ничего не удивляет. Поскольку, если глава правительства признает, что бюджет, который он подал в ВР, является неадекватным и невыполнимым, либо таким, который можно абсолютно спокойно перевыполнить, то есть, это не документ, — это некий проект или прообраз того, что можно было сделать, то любые следующие заявления нужно воспринимать именно через эту призму.
Основная тенденция госбюджета — это курс на децентрализацию. Поступления в бюджет вырастут, благодаря экономическому росту, а не увеличению налогов, пообещал Александр Данилюк. Что вы думаете по поводу заявления главы Минфина?
— Для начала Гройсману неплохо бы научиться считать, хотя бы в рамках начальной школы. Поскольку громкие заявления о децентрализации упираются в цифры, и цифры говорят, что собственные, закрепленные доходы местных бюджетов в 2014 году составляли 22,2% от общего бюджета, в 2015 году — 18,5%, в 2016 году по плану — 20%, в 2017 году 19,9%. Вы децентрализацию видите в этих цифрах? Ее нет. Поэтому то, что заявил Гройсман — это ложь, либо он просто не умеет считать. Очень хорошо, самокритично себя назвал премьер-министр, потому что этот бюджет — он политиканский и реваншистский. По крайней мере, что касается абсолютно четкой наследуемой линии в плане увеличения налогов, увеличения акцизов, изменения рентных платежей, и ухудшения положения мелкого и среднего бизнеса. Давайте вспомним. 2014 год: была увеличена рента на то, что у нас находится в недрах, был изменен в сторону увеличения налог на прибыль, подросли акцизы на алкоголь, табак, бензин, и расширена база обложения НДС. 2015 год: был вдвое увеличен единый налог для упрощенцев, опять увеличены акцизы и подняты ставки на пассивные доходы. 2016 год: увеличен с 15% до 18% налог на доходы физлиц, потому что там уменьшение для получающих сверхвысокие зарплаты, это вообще никого не касается, потому что таковых у нас в стране не наберется и 10 тысяч человек. Также был внедрен переходной период для предприятий АПК, в котором они потеряли от 15% до 80% НДС, который раньше они могли пускать в оборот. В 2017 году опять запланировано повышение акцизов, причем как от валорных ставок, так и прямых акцизов, и предлагается полностью ликвидировать специальный режим налогообложения для аграриев. Значит, прямых убытков аграриям они нанесут порядка 30 миллиардов гривен. То есть — здравствуй рост цен на продукты питания.
Читайте также: Бюджет-2017: возврат долгов вдвое больше, чем оборонка — эксперт
Но в то же время депутаты, в частности глава фракции БПП Игорь Грынив говорит о положительных впечатлениях от проекта госбюджета-2017.
— Игорь Грынив у нас много чего назаявлял, например, когда он говорил, что если правительство не подаст бюджет вовремя, ну ничего страшного. Нарушаем статью 37 Бюджетного кодекса — ничего страшного. Правительство нарушает действующие в Украине законы, и глава крупнейшей парламентской фракции не видит в этом ничего страшного. Значит, после данного заявления любые другие сотрясения воздуха, издаваемые данным гражданином, можно вообще не оценивать в принципе. Что касается того, будет ли бюджет или не будет, определит ли дальнейшее развитие экономики, тут Игорь Грынив абсолютно прав. Потому что бюджет в принципе невыполнимый, поскольку большая часть доходов прописана: во-первых, на новой налоговой базе, во-вторых — с учетом весьма условных доходов, которые надо еще будет получить. Скажем, из 706 миллиардов гривен в доходной части 175 миллиардов — это привлекаемые кредиты на внешнем и внутреннем рынке. А кто нам эти кредиты даст? Их нет, и вполне может не быть.
Ранее председатель Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики ВР Нина Южанина и председатель ВОО "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич в эфире "ГС" прокомментировали изменения, которые Минфин предлагает внести в Налоговый кодекс.