наверх
16.04.202408:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт: Бюджет-2017 выглядит странным – непонятно, куда движется страна

Повышение соцстандартов или пыль в глаза (213)

(обновлено: )196771
Народный депутат Виктор Кривенко и эксперт Тарас Загородний прокомментировали, какие статьи в проекте госбюджета-2017 могут вызвать больше всего споров, и насколько растянется во времени бюджетный процесс.

В Верховной Раде официально стартует бюджетный процесс. Проект финансовой сметы страны на 2017-ый год в понедельник, 19 сентября, опубликован на сайте Рады.

Перспективы проекта бюджета-2017, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал заместитель главы Бюджетного комитета Рады Виктор Кривенко.

Ваша оценка документа, насколько заложенные цифры являются реалистичными?

– Сейчас только популист может сказать, что он успел за сутки ознакомиться с таким документом. То есть с общими цифрами ознакомились.

Будут большие дискуссии об оборонном бюджете, я думаю, что будут выходить на нас главные распорядители и в рамках 5% иметь еще не одну дискуссию, в частности на нашей площадке бюджетного комитета.

Далее будут дискуссии по отраслевым министерствам, потому что с одной стороны министры голосуют на заседании правительства и поднимают руку, а потом все выстраиваются в ВР и говорят, что там мне не добавили, можете помочь, выслушайте проблему и прочее.

Правительство планирует в следующем году занять 175 млрд грн. Согласно бюджету госдолг на 2017 год запланирован на уровне 2,3 трлн грн. Каким образом эти показатели коррелируют с увеличенными социальными расходами?

– Это не источники расходов, это источники доходов. Те, которые правительство ставит в проекте бюджета. И здесь есть позитив, что правительство, наконец, через сколько лет подало согласно Бюджетного кодекса закон о госбюджете.

Расходы у нас – это четыре основные статьи. Это война, это социальные субсидии, пенсии, это вопрос образования и медицины, и этот вопрос погашения госдолга.

На чем будут базироваться доходы бюджета, кроме традиционных? Будет отмена каких-то преференций расходов?

– К каждой отрасли надо подходить отдельно. Это надо называть не преференциями, а стимулированием. Поэтому если IТшникам надо уменьшать налогообложение зарплаты, потому что у аутсорсеров это занимает до 60-70% от их себестоимости. Поэтому они просто уезжают.

И можно сколько угодно рассказывать, что налогообложение оплаты труда IТшникив, ученых, должно быть такое же как у шахтеров, но это приводит только к тому, что мы имеем: люди массово уезжают. И так в каждой отрасли.

По налоговой нагрузке мы отстаем среди всех стран-соседей. Но если есть какие-то неконкурентные, внутри самой отрасли, преференции одному производителю, а другому не дают, с этим надо бороться.

21 сентября в 12.30 в Верховной Раде  состоится  представление проекта закона "О государственном бюджете Украины на 2017 год".

Политическую сторону принятия госбюджета-2017, и каких сюрпризов можно ожидать от народных депутатов, в эфире "ГС" прокомментировал управляющий  партнер  Национальной антикризисной группы  Тарас Загородний.

Есть риск превращения бюджетного процесса в политический, ведь уже сейчас в правительстве говорят, что принятие бюджета-2017 зависит от настроений в сессионном зале?

– В нашей стране политика – это концентрация экономики по многим причинам: во-первых, из-за большого перераспределения ВВП через государственный бюджет, поэтому всегда есть желающие посмотреть и принять участие в распределении этого бюджета, поэтому ничего удивительного нет.

В принципе, если посмотреть на то, что предлагает правительство, во многих случаях у меня лично очень много вопросов. По крайней мере, в доходную часть, я вижу, заложены те доходы, которые еще не подкреплены законодательными актами, например, там уже заложено то, что правительство получит деньги, конфискованные от активов Януковича. Для этого еще нужно принять закон о спецконфискации, который, скорее всего, не будет принят.

Заложено, что будут повышены акцизы на алкоголь и табак, причем это не считается рискованной статьей, потому что это вызовет рост контрабанды, наоборот, падение поступлений именно по этим статьям.

Заложен рост экономики 3%, хотя у нас не выполняется рост экономики в этом году, например, у нас было запланировано 2%, реально где-то на 1,5-2% выйдем, то есть много нереальных вещей.

Фактически, бюджет растет на 20%. Как можно падающей экономике еще расти, если не дополнительное давление на бизнес, который и так уже еле дышит. И это еще парламент бюджет не прошел, потому что сейчас мажоритарщики будут требовать свое, сейчас много лоббистов будут требовать. Поэтому в данном случае бюджет выглядит несколько странным.

А странным он выглядит из-за того, что снова непонятно, куда движется страна, стратегия развития экономики, стратегия развития экспортно ориентированных отраслей экономики, какие отрасли экономики мы развиваем, а какие разуваем. Опять же, бюджет – латание дыр, вот и все.

Какие отрасли развиваются, а какие нет?

– Бюджет – это инструмент правительственной политики. Если мы понимаем, куда мы движемся, сколько рабочих мест мы, например, в 2017 году создаем, какие отрасли экономики у нас растут, тогда уже формируем, соответственно, налоговую политику.

Мы снова видим старую налоговую систему, видим непонятно почему запланировано 20% роста доходной части бюджета. Откуда эти деньги брать, если у нас экономика в процессе и неизвестно, чем закончится удар, связанный с общим ростом тарифов жилищно-коммунальных услуг, так как это дополнительное давление на бизнес, это фактически дополнительные налоги, которые у нас косвенно фактически вводятся в бизнес.

Поэтому очень много вопросов и бюджет в данном случае красноречиво показывает, что стратегии развития государства нет. Мы не знаем до сих пор, куда мы идем.

Бюджет на 2017 год — это тест для правительства, и в случае провала бюджетного процесса следствием должно стать отставка Кабинета министров Украины. О каком провале бюджетного процесса идет речь и кому он выгоден?

– Реальная коалиция БПП и "Народного фронта" составляет не 226 депутатов, а реально 205-210. Это значит, чтобы принять любое решение, нужна всегда поддержка каких-то фракций, которые не входят в эту коалицию.

В данном случае это уже игра на опережение и намек на то, что без "Видродження", "Воли народа", даже некоторых оппозиционных фракций они не смогут принять бюджет, поэтому нужно беспокоиться и нужно учитывать их интересы.

Поэтому в данном случае не вызывает удивления. Каждый сейчас будет торговаться за свой кусок пирога.

Напомним, по словам политолога Алексея Якубина, бюджет – это в определенной мере "анализ крови" ситуации в стране, и поэтому нужно четко понимать, кто получает те или иные ключевые финансовые потоки.

Самое читаемое
    Темы дня