Наталья Печорина, РИА Новости Украина
Государственная служба статистики сообщает, что по сравнению со вторым кварталом 2015 года, рост ВВП Украины во втором квартале 2016 года ускорился до 1,3% после роста на 0,1% кварталом ранее.
Читайте также: Продукты осенью: что подорожает, что подешевеет? Мнение эксперта
По данным Госстата, индекс промышленной продукции в июле вырос до 107% по сравнению с июнем 2016 года. Однако, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, июлем 2015, составил 99,8%.
Годовой уровень инфляции в июле составил 7,9%.
Политолог Алексей Якубин в росте цен отмечает психологическую составляющую – фактор неопределенности, который вынуждает продавцов закладывать повышенные риски в цены на товары массового потребления.
"Рост цен на критические товары связан с несколькими факторами.
Продолжает падать производство. Несмотря на громкие заявления президента Украины и экономического блока правительства о том, что у нас есть рост производства в двух последних кварталах (2016 года), это иллюзорный рост. Изменение подхода к учету данных привело к такой цифре экономического роста в 1%. Но в реальности подспудно продолжаются инфляционные процессы", – подчеркнул Якубин в комментарии РИА Новости Украина.
Он отметил, что кроме падения промышленного производства идет уменьшение экспорта, поступлений валютной выручки и увеличение гривневой массы.
Читайте также: Когда санкции во благо: как РФ отказывается от продуктов с Запада
"Мы видим, что в летние месяцы сезонные товары, которые производятся в Украине и не должны дорожать, все равно дорожают. Плюс к этому добавляется фактор неопределенности.
Производители, торговые сети привязывают цену товару к доллару, и стараются держать эти эквиваленты. Есть психологический фактор неопределенности, который способствует тому, что цены на потребительские товары растут.
Торговые сети, которые их реализуют, закладывают в цену риски приближающейся осени, возможных скачков валютного курса – все эти риски оплачивают покупатели", – отметил эксперт.
Он добавил, что, "однако, есть и естественный "потолок" – это покупательская способность, которая, не увеличивается, а наоборот падает”.
"Когда растет цена на продукты, которые население активно использовало, потребитель переходит на более дешевые категории или сокращает потребление или покупает уже не в сети, а на рынке, где можно найти меньше цены. Это будет означать падение прибыли производителей и торговых сетей, которые реализуют эти товары", – констатировал Якубин.
По мнению политолога, это повышение в какой-то мере связано с психологическими ожидания и ситуацией экономической стагнации.
"Такого катастрофического падения, как в прошлом году, уже нет, но говорить о росте тоже не приходится. Рост возможен, если доходы населения начнут расти и население будет больше потреблять. Как мы видим, доходы населения не увеличиваются", – резюмировал эксперт.