наверх
03.05.202412:19
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Почему растут цены на товары массового потребления. Разъяснение Якубина

(обновлено: )118590
Статистические оценки уровня цен в Украине фиксируют дефляцию, однако в торговых сетях и на рынках цены растут даже на сезонные товары, выращенные в Украине – в этом проявляется психологический фактор неопределенности, констатирует политолог Алексей Якубин.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Государственная служба статистики сообщает, что по сравнению со вторым кварталом 2015 года, рост ВВП Украины во втором квартале 2016 года ускорился до 1,3% после роста на 0,1% кварталом ранее.

Читайте также: Продукты осенью: что подорожает, что подешевеет? Мнение эксперта

По данным Госстата, индекс промышленной продукции в июле вырос до 107% по сравнению с июнем 2016 года. Однако, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, июлем 2015, составил 99,8%.

Годовой уровень инфляции в июле составил 7,9%.

Политолог Алексей Якубин в росте цен отмечает психологическую составляющую – фактор неопределенности, который вынуждает продавцов закладывать повышенные риски в цены на товары массового потребления.

"Рост цен на критические товары связан с несколькими факторами. 

Продолжает падать производство. Несмотря на громкие заявления президента Украины и экономического блока правительства о том, что у нас есть рост производства в двух последних кварталах (2016 года), это иллюзорный рост. Изменение подхода к учету данных привело к такой цифре экономического роста в 1%. Но в реальности подспудно продолжаются инфляционные процессы", – подчеркнул Якубин в комментарии РИА Новости Украина.

Он отметил, что кроме падения промышленного производства идет уменьшение экспорта, поступлений валютной выручки и увеличение гривневой массы. 

Читайте также: Когда санкции во благо: как РФ отказывается от продуктов с Запада

"Мы видим, что в летние месяцы сезонные товары, которые производятся в Украине и не должны дорожать, все равно дорожают. Плюс к этому добавляется фактор неопределенности. 

Производители, торговые сети привязывают цену товару к доллару, и стараются держать эти эквиваленты. Есть психологический фактор неопределенности, который способствует тому, что цены на потребительские товары растут. 

Торговые сети, которые их реализуют, закладывают в цену риски приближающейся осени, возможных скачков валютного курса – все эти риски оплачивают покупатели", – отметил эксперт. 

Он добавил, что, "однако, есть и естественный "потолок" – это покупательская способность, которая, не увеличивается, а наоборот падает”. 

"Когда растет цена на продукты, которые население активно использовало, потребитель переходит на более дешевые категории или сокращает потребление или покупает уже не в сети, а на рынке, где можно найти меньше цены. Это будет означать падение прибыли производителей и торговых сетей, которые реализуют эти товары", – констатировал Якубин. 

По мнению политолога, это повышение в какой-то мере связано с психологическими ожидания и ситуацией экономической стагнации.

"Такого катастрофического падения, как в прошлом году, уже нет, но говорить о росте тоже не приходится. Рост возможен, если доходы населения начнут расти и население будет больше потреблять. Как мы видим, доходы населения не увеличиваются", – резюмировал эксперт. 

Самое читаемое
    Темы дня