наверх
27.04.202405:48
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Мусорные свалки - пороховая бочка Украины? Комментарии экспертов

Невыносимый мусор Львова (366)

(обновлено: )61630
Причины и последствия трагедии на Грибовичской свалке прокомментировали Андрей Садовый, Василий Куйбида, Игорь Гнида, Ольга Мелень, а также Сергей Зленко.

Журналисту программы "Разведка" на 17-м канале Сергею Зленко как настоящему шпиону удалось пробраться Грибовичскую свалку под видом представителя японской перерабатывающей компании.

Вот что он рассказал: "Мы сразу обратились к полицейским, и я представился бизнесменом-консультантом компании украинско-японского предприятия, я знал из инсайдерских источников, что львовский мусор очень плохой, то есть с него нечего извлечь: ни пластика, ни металла там уже нет. Только органика. Когда мы там походили немного, то увидели тракторы, которые заправлялись, то есть там до сих пор продолжается рекультивация. Но нас удивил тот факт, что не было ни одного металлического изделия, не было бутылок, очень редко попадались пластиковые бутылки. Мы увидели небольшую деревянную постройку, в которой кто-то жил и очевидно руководил теми, кто это собирал.

Начали искать начальство, в конце концов добрались до руководителя КП "Збыранка" новоназначенного, но этот человек в теме. И мы начали его расспрашивать, требовать у него: заинтересуйте нас, чтобы японцы пришли перерабатывать этот мусор, потому что у вас плохой мусор. Он говорит: анализы делались лишь пять лет назад. То есть чиновник признался нам случайно, что они не знают, что за мусор свозился, приезжали машины, вываливали это все, и никто не знал, что это за мусор, откуда он. А как же можно заинтересовать инвестора, если они не знают, что ему предложить?".

Что привело к Грибовичской трагедии, и как не допустить ее повторения в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил мэр Львова Андрей Садовый.

Расскажите, кто, по вашему мнению, непосредственно виновен в трагедии на свалке? Как чиновник вы определили тех людей, которые должны за это отвечать?

— В первую очередь, мы, конечно, ожидаем результатов расследования, которое проводят правоохранительные органы. Сто процентов понятно, что был спланированный поджог, целью которого было сделать невозможным вывоз мусора из города и сделать дестабилизацию в крупнейшем украиноязычном городе мира.

Эта провокация не получилась, потому что мы смогли мобилизоваться, и здесь большая благодарность всем, кто протянул нам руку помощи, в том числе и общине города Киева.

Поджог поджогом, но министр экологии Остап Семерак заявил, что на свалку по крайней мере последние три года не пускали экологическую инспекцию. Кто конкретно не пускал, и что вы знали об этой ситуации?

— Я получил письмо от экологической инспекции, что они не могли попасть. Это не соответствует действительности, потому что туда можно спокойно зайти, посмотреть и взять, что они хотят.

То, что инспекция не работала и не выполняла свои функции, это правда. И министр должен наказать тех должностных лиц, которые не делали качественно свою работу.

Сейчас во Львове проходит большая экологическая конференция, и факты, которые называются по Украине, впечатляющие. Завтра такая же ситуация может возникнуть в любом городе нашего государства, потому что 6 400 полигонов, которые есть в стране, они в крайне неудовлетворительном состоянии.

Сегодня несколько процентов земли Украины находятся под свалками. Поэтому Львов хочет построить самый современный завод глубокой переработки мусора, чтобы показать пример.

В 2003 году санстанция запретила использовать Грибовичскую свалку. Почему с 2003 года этого плана по строительству завода не было воплощено?

— Где в Украине это было построено? Кто имел средства? Вы знаете, какая цена на прием отходов в среднем по Украине? 72 гривны. А в Европе, мы же хотим строить заводы, которые бы отвечали европейским стандартам, цена от 30 до 130 евро за одну тонну, то есть нам нужно тарифы менять в сто раз.

Люди сегодня концы с концами сводят, никто об этом не думает. Не было государственной политики в данном вопросе, а сегодня чиновники пробуют искать крайних.

Сейчас мы говорим о Грибовичской свалке, которая является крупнейшей в Украине и третьей по объемам в Европе.

— Я вам больше скажу: она использовалась для промышленных отходов и она начала работать после Второй мировой войны. Там ориентировочно 200 миллионов тонн промышленных отходов, там 90 тысяч тонн гудронов. Можно, конечно, спихивать на общину города, почему она этого не сделала.

Это надо говорить о последних 60 лет, почему никто этого не делал, потому что это не было в приоритете в нашей стране.

Депутат львовского облсовета Гагалюк сообщил, что 42 фирмы подавали прошения, чтобы перерабатывать именно это мусор. По вашим словам "ни одного предложения по рекультивации полигона твердых отходов мы ни от кого не получали". Кому верить?

— Я вам могу показать официальные материалы. Приходили фирмы, которые говорили: "Вы поднимите, пожалуйста, тариф для населения в 50 раз и мы построим сортировочную линию". А люди на это готовы? Конечно, никто не предлагал рекультивацию, потому что это убыток, в которую нужно вложить ориентировочно 600 миллионов гривен.

А переработку предлагали?

— Переработка предусматривает увеличение тарифов. При сегодняшних тарифах никто никакие заводы ставить не будет, потому что никто не будет в убыток себе работать. Единственный, кто согласился нам помочь — это Европейский инвестиционный банк, это государственный банк ЕС, который готов выделять средства и на рекультивацию, и на строительство завода, и на строительство нового полигона.

Говорят, что соглашение с ЕБРР просто рамочное, и Львов там не прописан. Это соответствует действительности?

— Нет. Он там есть, соглашение ратифицировано ВР, поэтому я надеюсь, что мы будем одним из тех городов, который будет работать по данной сделке.

Что сейчас происходит? Куда везут мусор, в другие города? Какой объем за сутки Львов продуцирует мусора?

— Сегодня где-то ориентировочно 600 тонн. Чтобы вы понимали, в Киев мы везем 100 тон. Киев производит в сутки 3 000 тонн, то есть та капля, что везется из Львова, на самом деле не делает никакой погоды для Киева.

Есть полигоны возле Львова, куда мы завозим, и мы договорились, что такой же объем забираем обратно, потому что нам это будет нужно для стабилизации существующего полигона. Сейчас проектный институт заканчивает корректировки существующего проекта, мы планируем уже в августе приступать к рекультивации существующего полигона.

Как это будет выглядеть?

— Банально просто. Это будет работать техника на стабилизацию существующей ситуации на полигоне, институт сделал соответствующие расчеты. Техника есть, люди, которые будут работать, также есть. Должны делать все по законодательству, то есть ждать, пока соответствующие печати и подписи будут стоять, потому что рисковать нельзя.

Своим мнением относительно проблемы Грибовичской свалки поделился Василь Куйбида, мэр Львова с 1994 по 2002 год.

Когда вы были мэром, насколько остро эта проблема стояла?

Куйбида: Достаточно остро, потому что это свалка, которая закладывалась в 1958 году и срок ее эксплуатации был 25 лет. Уже в середине 1980-х, накануне 1990-х годов сельская община была возмущена, что власть ничего не делает для закрытия свалки. В 1990-м году прошли митинги. Сельская община перекрывала движение по дороге на свалку и тогдашний председатель горисполкома пытался как-то договориться с сельской общиной.

Почему вы за свою каденцию ее не закрыли, велись ли переговоры с областным руководством, чтобы выделили землю, другой полигон?

Куйбида: Я стал городским главой в 1994 году. Сразу ко мне пришли представители сельской общины, и мы с ними договорились, что в такой-то срок город строит им школу, другие обещанные заведения, а община за то время дает возможность вывозить мусор, а город за то время ищет новые участки и ищет вариант строительства мусороперерабатывающего завода.

Напомню, что на то время у нас в Украине был построен в 1994 году только один мусороперерабатывающий завод в Киеве. Мы искали такие варианты, и уже в 2001 году, совместно с областной администрацией убедили инвесторов принять участие в конкурсе на строительство мусороперерабатывающего завода в Львове. Планировалось ввести его в эксплуатацию до 2004 года, а в 2004 году полигон должен полностью закрыться.

Почему этого не произошло?

Куйбида: Мне трудно ответить на этот вопрос. В 2002 году я перестал быть городским головой, переехал в Киев, а новое руководство не провело почему-то конкурс.

Зленко: Небольшая ремарка. Когда я слышал заявления чиновников, нынешних, бывших, у меня возникает вопрос: у нас появятся такие руководители, которые способны пожертвовать собственным рейтингом, чтобы решить насущные проблемы? Чтобы предотвратить катастрофы, чтобы спасти человеческие жизни, не допустить гибель?

А относительно переработки — мне пришлось общаться с теми предприятиями, которые обращались к господину Садовому, с просьбой перерабатывать мусор, сортировать, и тот хвост, что должен оставаться, его уже сжигать. Однако действительно, это обходилось бы дороже, поскольку технология требовала совсем других контейнеров, бетонных, глубоких, их надо мыть, и все это отнимало определенный ресурс.

Поэтому возникает вопрос: почему этим людям не ответили? Львовяне иронизируют по этому поводу, говорят: а что-нибудь можно во Львове сделать бесплатно? Возможно ли зайти, чтобы без взяточничества, чтобы честно, прозрачно, ввести какую-то программу по переработке мусора.

Игорь Гнида, владелец компании "Инновационная компания "Альфакат", которая имеет немецкую технологию по переработке мусора, рассказал в эфире ГС, что неоднократно предлагал Львову технологии для переработки мусора.

Депутат облсовета говорит, что аж 42 компании пытались получить разрешение на переработку мусора на Грибовичской свалке, а Садовый говорит, что не было такого или были очень завышены тарифы. Расскажите о ваших предложениях, что вы предлагали?

Гнида: Изначально мы не предлагали себя как инвестиционную компанию с технологией. Изначально мы предлагали городу понять, какие технологии могут быть оптимальны для переработки мусора. И пригласили их для посещения лучших предприятий Германии, которые занимались мусоропереработкой, они поехали с нами в командировку, это был заместитель городского головы, господин Сергей Бабак, и мы показали все существующие на тот момент технологии. Это был, наверное, 2006 год.

Дальше мы поняли, что нужно, кроме технологий, найти инвестора, который бы предлагал свои услуги. Через 4 года с нами встретился тогдашний начальник управления инвестиций городского совета, и мы обсудили, что у нас есть инвестор для города, который предлагает 70% капитала, а 30% должен дать город.

Но тогда наша технология опять же, как говорят, не нашла отклика. Потому что в городе, так сказать, был разработан алгоритм, надо было участвовать в тендере, а иностранная аудиторская компания должна принимать решения, чтобы не было никакой коррупционной составляющей.

Мы не ходили ни на какой тендер, потому что в принципе не произошло дальнейшего углубленного диалога. А вкладывать деньги в тендерную документацию нам не хотелось. В последний раз мы предложили уже в облсовете технологию, но окончательного решения тоже не было принято.

На сегодняшний день мы ориентируемся сделать пилотный проект, показать, что наша технология уже не будет нуждаться в серьезном аудите, что мы имеем инвестиционный проект, который является удачным и заслуживает внимания.

Зленко: Что вы собираетесь делать с этим мусором? Не во Львове. Что вы будете делать, какой объем будете брать и что из этого получится?

Гнида: На сегодняшний день мы планируем в объемах перерабатывать 60 000 тонн неподготовленного мусора, это должен быть мусор по морфологии разный: и бумага, и текстиль, и пластик, и пищевые отходы. И из этого мусора мы планируем получить около 8 000 тонн дизельного топлива, плюс битум, плюс дистиллированную воду. Непереработанный остаток от всего этого, это будет примерно 3% максимально.

Эксперт, юрист в сфере экологии Ольга Мелень в эфире ГС сообщила, что свалки в Украине не оборудованы по современным нормам.

В чем там заключалась самая большая проблема со свалкой?

— Проблема со свалкой во Львове является достаточно типичной для всей Украины. Просто не было таких масштабных аварий и чрезвычайных ситуаций на других объектах, потому что все свалки не оборудованы по современным нормам, даже по тем нормам, которые необходимы согласно украинскому законодательству, я уже не говорю о европейских нормах. То есть большинство таких свалок возникают стихийно в таких природных оврагах, ямах, куда легко свозить мусор.

Но все же они не такого объема.

— Да, конечно, что наша свалка занимает огромную площадь — около 40 гектаров, и огромная насыпь мусора. Высота мусора, который там скопился, такая, что его уже даже видно из львовских высоток, хотя они размещены на расстоянии около 4 километров.

Что там самое опасное?

— Загрязнение воздуха в результате возгорания свалки, которые происходят довольно часто. Также опасными являются инфильтраты, которые просачиваются в грунтовые воды и окружающую территорию свалки. 

Санстанции везде фиксируют значительное загрязнение почвы, воды через пропитку инфильтратов, загрязнение тяжелыми металлами — кадмием, ртутью, нитратами и т.д. Овощи, которые люди вокруг свалки активно выращивают, продают на львовских рынках, то есть это все попадает к каждому львовянину на тарелку.

Читайте также: Опрос. Украина, наши дни: усталость, критика власти, бесперспективность

Ранее глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко заявила, что бороться с мусором и ростом полигонов в Украине мешают лоббисты. В частности те, что представляют интересы компаний, производящих тару и упаковку.

А специальный корреспондент радиостанции Александр Ивасивка сообщил, сколько платит Львов за перевозку мусора в Киев. А также о том, что компания-перевозчик планирует после мусора в этих же машинах возить урожай.

Также директор КП "Киевкоммунсервис" Евгений Русин в эфире ГС объяснил, во сколько обойдется Киеву утилизация привезенного мусора.

Самое читаемое
    Темы дня