Налоги должны быть полезными для государства. В странах Европы уже не первый год действует система, когда сами граждане выбирают на что именно им направить часть своих налогов и сборов.
Такая практика есть в Швейцарии, Австрии, Польше и других странах. Распространяется она на отдельные виды налогов. Как правило, жители этих государств распоряжаются примерно одним процентом от суммы уплаченного налога. То есть, человек, оплатив подоходный налог, сам определяет, на что будет потрачена его часть: на образование, здравоохранение или решение социальных проблем.
Например, в Польше плательщики по результатам годового декларирования могут перечислить один процент налога в пользу одной из "организаций общественной пользы" — это различные благотворительные структуры, фонды соцпомощи и прочее.
Читайте также: Налоговая амнистия будет лазейкой для миллиардной коррупции – эксперт
Среди экспертов бытует мнение, что "налоговые свободы" — это не более чем рекламный ход. Так ли это, и возможно ли внедрить в Украине подобную практику свободы выбора в уплате части налогов, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт-экономист, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы Алексей Геращенко.
В чем именно заключается свобода в уплате 1% налогов? Человек сам решает, куда перечислять?
- Вообще это означает, что в некоторых странах, преимущественно в развитых, налогоплательщик может влиять, какие будут приоритеты бюджетной политики, то есть расходование этих средств, фактически, тех налогов, которые он заплатил за счет тех или иных механизмов — референдумов, или как в Польше, ты можешь напрямую часть налога отправлять на ту или иную цель. Или вообще часть бюджета выделяется и приоритеты относительно того, мы будем, условно говоря, строить новый стадион или это будут новые парки, это определяется за счет электронного голосования. Если говорить об Украине, то тоже есть подобные инициативы. Я недавно смотрел, что подобное хотят делать в Житомире со следующего года, когда они объявили, что у нас открытый бюджет, и мы призываем общество приобщиться к процессу его составления на следующий год. То есть, если в Украине это и будет внедряться, то это, прежде всего, не столько общегосударственный уровень, а уровень местный и зависит от того, насколько там будут прогрессивные чиновники, и, с другой стороны, люди, поскольку наши люди действительно не привыкли на это влиять.В странах, где работает такая система, для чего она?
— Фактически это развитие таких процессов как децентрализации и демократии как таковой. Если мы посмотрим на такие богатые страны как Швейцария, Швеция, то там вообще референдум обычное дело, почти еженедельное. Там большинство швейцарцев не знает, кто у них президент страны, потому что все ключевые вопросы решаются на местном уровне. Для них абсолютно привычно, что локальные вопросы своего района выносятся на местный референдум. Это переход от представительской демократии, когда мы выбирали депутата, и пусть он пять лет за что-то голосует, к так называемой прямой демократии. Это то, куда идет мир, то есть больше такой депутат для большинства решений не нужен. Я зашел и высказал мнение напрямую, минуя этого депутата. Это элемент прямой демократии.
Это демократия ради самой демократии?
— Не ради самой демократии. Фактически представительная демократия она созрела таким образом, что мы имеем 450 депутатов и говорим: они могут принимать все решения самостоятельно. Но современные технологии позволяют вообще перейти к другой модели. Тем депутатам остается 10% от того, что они делают сейчас, а все остальные 90% — это прямая демократия, прямое голосование, когда и вы, и сосед напрямую можете проголосовать за то, куда направлять средства, куда это важнее. Я бы не сказал, что это реклама. Это просто мы отходим от удобной модели иерархической, представительской демократии, когда вы напрямую можете влиять на принятие тех или иных решений. Я имею в виду мир, Украины это меньше касается.
Но 1% — это немного…
Нужно, чтобы была какая-то социальная ответственность, чтобы люди не ситуативно решали, а обдуманно. Хотелось бы понять, подойдет Украине такая модель?
— У нас модель сложилась, когда за работника его работодатель перечисляет налоги в бюджет. Большинство людей даже не знает, как этот процесс происходит. На западе все же сложилась ситуация, когда человек платит за себя налоги самостоятельно, как вы платите за квартплату. Поэтому технически это несложно реализовать, но это связанные вещи. Когда вы начинаете платить самостоятельно, у вас есть сумма, и вы определяете, куда направить.
Украине такой опыт нужен?
— Здесь больше на местном уровне нужно налаживать, выделять часть бюджета. То есть у нас всегда ограниченные ресурсы. Мы должны определиться. Часть бюджета направлять по тем или иным направлением по решению общины, то есть по голосованию. Для Украины в части налогов есть более насущные вещи, у нас очень большая налоговая нагрузка, у нас не до проведена налоговая реформа, поэтому об этом надо думать прежде всего.
Мнением, нужна ли система налогообложения, при которой можно самому определять, куда пойдет часть налогов, в эфире "ГС" поделились слушатели радиостанции.
Роман: Во-первых, у нас не самые высокие налоги. Если сравнивать с Германией, то там с налогами беда. Например, в Швейцарии немцев, которые ездят к ним на заработки, называют налоговыми гастарбайтерами, потому что меньше снимается в Швейцарии налогов с зарплат. Там, в Швейцарии около 35%, в Германии около 49%. По сути вопроса я хотел бы сказать, что рано еще нашему обществу определять такие глобальные вещи, потому что у нас еще ментальность совковая сидит. Главное – побольше себе загрести.
Антон: Я бы хотел контролировать, куда идут мои налоги и распоряжаться этим, но я ФОП и немножко по-другому подхожу к уплате налогов. Я знаю, сколько денег плачу.
Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал о несовершенстве Налогового кодекса, создадут ли в Украине офис сопровождения инвестиций, что нужно менять в администрировании налогов и почему Насиров тормозит реформу ГФС.
Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал, что государство не справляется с функциями регулятора, независимый суд как способ решения налоговых споров отсутствует, а реальной экономикой по факту является теневая.