наверх
28.04.202421:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украине невыгодно отказываться от транзита по своей территории — Хмиль

Блокада фур. Компромисс Украины и РФ (213)

(обновлено: )75740
Украина — транзитная страна, поэтому ей выгодны перевозки по своей территории. У Киева есть обязательства перед международными партнерами, и от приостановки транзита сильно страдает госбюджет, заявил Роман Хмиль.

Во вторник, 23 февраля, под стенами Мининфраструктуры перевозчики требовали решить вопрос с транзитом через Россию в страны Азии и Финляндию. В акции участвовало около 100 представителей рынка международных автоперевозок. Профильный министр Андрей Пивоварский выразил надежду, что этот вопрос будет решен в ближайшие несколько дней.

Найдены ли варианты решения проблемы, и какими они могут быть, чтобы устроить все стороны конфликта, в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры Роман Хмиль.

Читайте также: Блокада фур: страдают европейцы, не получившие свои товары — замминистра

Андрей Пивоварский говорит, что даже на завтрашнем заседании Кабмина уже могут быть решения, которые позволят решить эту проблему. Какие варианты рассматриваются?

— Сейчас решение очень простое. Мы приостановили транзит, но его нужно восстанавливать. И мы потратили неделю на то, чтобы разъяснить всем участниками рынка, почему это так, что Украина теряет гораздо больше, и насколько для нас важно сохранить транзитный потенциал. Потому что, если мы останавливаем транзит из одной страны, то никакая другая страна к нам не едет. Это мало кто понимает. Во-вторых, у Украины есть обязательства перед другими странами, международными организациями, обеспечивать непрерывный транзит. И третье: товары, везутся транзитом, идут из стран Азии через территорию России и Украины в Европу и обратно. И, прерывая транзит, мы, таким образом, бьем по нашим европейским коллегам, партнерам.

Я хочу напомнить слова министра инфраструктуры, который недавно заявлял, что такие виды блокирования не являются чем-то, что нарушает международные соглашения. А перевозчики говорят, что запрет транзита — это нарушение соглашений. Как согласовать эти два заявления?

— Не является нарушением соглашений когда, например, фермеры во Франции останавливают несколько грузовиков из Испании и высыпают на дорогу свеклу, которую везут из другой страны потому, что они протестуют против каких-то положений. Но эти вещи являются временными. И именно Украина сейчас не запретила транзит. Мы приостановили действие временной квоты 2016 года для РФ на короткий период времени, до 25 февраля, чтобы урегулировать эту ситуацию. Но, в целом, как только мы остановим транзит, или эта ситуация с приостановкой продолжится, мы нарушим международные соглашения.

И на нас пойдут иски в международные суды от наших зарубежных партнеров?

— Абсолютно верно. Так же, как Россия, когда она ограничила украинский транзит в Казахстан. Мы, вместо того, чтобы ответить симметрично, подали в суд и жалобу на Россию в ВТО. И завтра будет рассматриваться наша жалоба. Есть большие шансы, что Россию обяжут отменить эти ограничения. Поэтому Украине нужно идти не путем симметричных ответов, а надо думать стратегически, отстаивать национальные интересы, действовать в рамках международного права. Иначе нам наши европейские и мировые коллеги не будут помогать.

Если говорить о потерях Украины от этого приостановления, насколько они велики?

— Трудно сказать, сколько денег потеряли за эту неделю наши перевозчики. Сейчас они считают потери. Но можно сказать, что за год на транзите в страны Азии Украина зарабатывает около 4 миллиардов гривен. И еще двусторонние перевозки между Украиной и Россией в объеме около 2 миллиардов гривен. Россияне в ответ на приостановку транзита с нашей стороны ответили тем, что заблокировали все украинские машины на своей территории, которые транзитом шли и в страны Азии и двусторонние перевозки выполняли. Поэтому, если мы продолжим эту политику, то у нас из бюджета исчезнет 6 миллиардов гривен доходов от транзита только через Россию и от двусторонних перевозок.

А обсуждается ли сейчас вопрос какой-то компенсации перевозчикам?

— О компенсации речь не идет, но у всех перевозчиков и бизнеса есть страховка на случай таких потерь от форс-мажоров. Они эти риски страхуют. Если страховали, тогда они могут получить определенные компенсации. Возможно, они будут предъявлять иски к государству. Тогда мы их будем рассматривать.

К слову, ранее экономический эксперт Владислав Зимовец в эфире 106 FM заявил, что от блокады фур РФ больше всех потеряла Украина.

Ранее поступала информация, что несколько десятков фур готовятся к прорыву в сторону Закарпатья, о чем заявил в эфире радиостанции Голос Столицы организатор акции Тарас "Хаммер".

Стоит отметить, что правоохранители заняли пассивную позицию — они не помогают активистам, но и не препятствуют проведению акции, а лишь следят, чтобы не было никаких эксцессов. Об этом ранее сообщила спецкор радиостанции Голос Столицы Екатерина Ирха.

Самое читаемое
    Темы дня