Бизнес понесет большие потери, а транзитный потенциал Украины будет снижаться, если не удастся урегулировать вопрос с блокированием автомобильных перевозок грузов. Об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Кабмин призывает активистов разблокировать транзит российских автомобилей для выполнения международных обязательств перед странами-партнерами и сохранения рабочих мест.
Напомним, что правительствам Украины и РФ удалось договориться о так называемой "дороге домой". Соглашение предусматривает, что заблокированные в Украине грузовики смогут вернуться в Россию, а украинские перевозчики доберутся домой российскими дорогами.
Читайте также: Спецкор: таможенники не мешали активистам останавливать фуры РФ
Эксперт по вопросам экономики Владислав Зимовец в эфире радиостанции Голос Столицы отметил, что блокада грузоперевозок приведет к повышению стоимости транзита груза как для Украины, так и для России.
Сколько потеряет украинский бизнес, если запрет на транзит со стороны России останется?
— Потери будут достаточно значительными, поскольку этим бизнесом занимается большое количество перевозчиков. В частности, наши перевозчики теряют до пяти тысяч рабочих мест. Это касается тех, кто занимался перевозками в Россию.
А какими будут потери российской стороны в этой ситуации?
— Потери у них есть, но они не такие весомые. Подавляющее большинство транзита у них — это морской транспорт и трубопроводы. Поскольку это нефтедобывающая и газодобывающая страна, эти статьи экспорта у них занимают до 75%. А товары, которые могут доставляться автомобильным транспортом, например, продовольственные, составляют незначительную часть российского экспорта.
То есть для России особых потерь не будет, а для нас — это пять тысяч рабочих мест?
— Это оценки, которые были обнародованы другими экспертами, но приблизительно где-то так.
Если блокада с обеих сторон продолжится, какими вообще могут быть последствия для Украины?
— Стоимость транзита груза и для Украины, и для России увеличивается примерно на одну-две тысячи долларов, поскольку каждую фуру нужно направлять другими путями. Как известно, сейчас появился экспериментальный путь через паромы, у России будет такой паром в направлении Германии. И эта паромная система будет забирать примерно до одной-двух тысяч долларов за каждый груз. Соответственно, это подорожание продукции и снижение конкурентоспособности товаров.
Это касается и украинских товаров на зарубежном рынке?
— Да. Но дело в том, что Украина всегда позиционировалась как транзитное государство, которое должно иметь выгоду от транзита, поэтому ситуация будет больше играть против нас.
Для Европы эта блокада является большой проблемой?
— Европа рассматривает эти проблемы с правовой точки зрения, то есть насколько это соответствует законодательству, международным квотам, правилам Всемирной торговой организации.
Как вы считаете, чем может закончиться вся эта история с блокадой грузового транспорта?
— Я думаю, она завершится урегулированием на каком-то договорном уровне. Возможно, чтобы решить проблему, нужно привлечь третью сторону. Например, привлечь Еврокомиссию, поскольку здесь речь идет в первую очередь о товарообороте Европа-Азия. Возможно, Еврокомиссия будет иметь какую-то свою точку зрения и сможет повлиять на ситуацию.
Слушатели радиостанции Голос Столицы высказали свои мнения о действиях активистов по блокаде российских грузовиков.
Андрей: Я не поддерживаю блокаду. Все слышали поговорку: "Паны дерутся, а у холопов чубы трещат". Дело в том, что с моей точки зрения, вся блокада была инициирована Польшей. После того, как поляки не смогли договориться с россиянами по поводу транзита, когда они запросили увеличение квот, а в России им отказали, транзит прекратился. Поляки начали терять свои рабочие места, терять доходы, терять долю рынка. Естественно, достаточно заплатить нескольким людям для того, чтобы организовать в Украине подобные акции. Дело в том, что наш народ настроен патриотически, и разобраться в причинах происходящего люди не могут.
Читайте также: Конец "блокады фур"? Украина и РФ пошли на компромисс
Сергей: Я абсолютно не поддерживаю акцию. Политика должна быть политикой, а экономика должна быть экономикой. И если ура-патриоты первыми начали блокировать российские фуры, не имеет значения, из каких побуждений, они создали прецедент и должны были предвидеть, что будут ответные меры со стороны той же России. И кто от этого потерял? От этого больше всего потеряли украинские перевозчики, наши люди, которые теперь заблокированы в России.
Напомним, ранее поступала информация, что несколько десятков фур готовятся к прорыву в сторону Закарпатья, о чем заявил в эфире радиостанции Голос Столицы организатор акции Тарас "Хаммер".
Стоит отметить, что правоохранители заняли пассивную позицию — они не помогают активистам, но и не препятствуют проведению акции, а лишь следят, чтобы не было никаких эксцессов. Об этом ранее сообщила спецкор радиостанции Голос Столицы Екатерина Ирха.