наверх
26.04.202407:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Что делать с госпредприятиями Украины. Мнение экономиста

(обновлено: )898
Первая сотня государственных предприятий за январь-сентябрь 2015 года получила прибыль в 2 млрд гривен. Каким образом госкомпаниям удается выходить в плюс, пояснил экономист Александр Жолудь.

ТОП-100 государственных компаний Украины в январе-сентября 2015 года показали прибыль в более чем 2 млрд гривен. Интересно, что аналогичный период 2014 года они завершили с убытками в 66,5 млрд гривен.

Справка: В отчете министерства экономического развития говорится, что показатели чистой прибыли выросли во всех отраслях, кроме угледобычи и машиностроения. Кроме НАК "Нафтогаз Украины", лучшую динамику роста доходности показал "Энергоатом". Лидерами в своих отраслях по динамике роста доходности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года стали: "Укрэнерго", "Турбоатом", госпредприятие "Администрация морских портов Украины", "Аграрный фонд" и "Одесский припортовый завод".

Общие потери всех государственных компаний в 2015 году, по предварительным данным Минэкономики, сократились на 86%. 

Благодаря чему удалось достичь прибыльности госкомпаний, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Каким образом госпредприятиям удалось выйти в плюс?

– На это существенно повлиял "Нафтогаз Украины", который еще год назад закончил с 60 млрд убытка, а сейчас уже получил прибыль. Соответственно, он влияет на статистику гораздо больше, чем все остальные предприятия, вместе взятые. 

Но и в Энергоатоме произошло определенное очищение. Есть несколько расследований о том, что очень многие государственные предприятия работали на экспорт. И они работали через так называемые фирмы-прокладки, то есть они передают этим фирмам свою продукцию значительно ниже рыночной цены, а уже эти посредники продают конечному потребителю товары по рыночным ценам. Соответственно, вся прибыль остается на этих фирмах-прокладках. 

Читайте также: "Укроборонпром": разговоры об оружейном миллиарде

На сегодняшний день, с одной стороны, происходило очищение госпредприятий. И второй важный вопрос – это то, что значительная часть продаж шла на экспорт, а, как известно, курс весьма существенно изменился. Поэтому даже если продавать то же количество товаров, то они в гривне стоят гораздо больше.

А если эти доходы перечислить по новому курсу, то получится, что плюса никакого нет?

– Плюс будет. Если мы говорим, что прибыль – это разница между доходами и расходами, соответственно, если у нас доходы больше расходов, то в чем мы их меряем – в гривне, в долларах, в попугаях – не важно, все равно будет положительная разница. 

Но объем этой прибыли, если мы сравним его с общим размером экономики, составляет менее одного десятого процента от ВВП. 

В целом у нас есть проблема, что даже само Минэкономики не знает, сколько у нас государственных предприятий. По разным оценкам, у нас их от 1,5 тыс до 4,5 тыс. И не все государственные предприятия находятся под отраслевыми министерствами, на балансе у фонда госимущества.

Как это стало возможно?

– Проблема в том, что у нас никогда не создавался единый реестр всех предприятий. То есть вот было предприятие под тем же Минтоплива, какая-то шахта, допустим. Ее закрыли или не закрыли, знает Минтоплива и энергетики, но оно не сообщало, то есть нет единого реестра статистики, который давал бы данные о предприятии. 

Крупнейшие предприятия известны – это тот же "Нафтогаз", это "Укравтодор", это "Укрзализныця", это "Укрпочта", это "Укрспирт" и т.д, но также у нас есть и предприятия, которые оставались еще со времен СССР на отраслевом министерстве, но на самом деле не работают уже много лет.

То есть наибольшую выгоду государство получило от того, что убрало коррупционные схемы?

– В определенной степени да. Это как раз очистка госпредприятий вместе с изменением курса. И вопрос "Нафтогаза", который делает основную работу. 

Если мы посмотрим по большинству показателей, "Нафтогаз" делает до половины показателей по всем госпредприятиям, это половина прибыли. По балансовой стоимости – это две трети. 

У нас с одной стороны повысились тарифы, а с другой стороны снизились цены на газ, поэтому он стал прибыльным. И он повлиял на всю картину по сотне крупнейших предприятий.

Уже давно говорят об объединении госкомпаний в госхолдинг. Надо ли это делать?

– Сначала надо понять, а что мы хотим делать с госкомпаниями. Если мы их приватизируем, соответственно, должны их очистить и отдать как можно быстрее на продажу, или же мы собираемся с ними оставаться, то какие функции они в таком случае должны выполнять. 

Читайте также: Сенсационные назначения в "Укрспецэкспорт": лица старые, смотрящие новые

Если мы оставляем, возникает вопрос, куда и на каких основаниях будут входить все госпредприятия? Просто по тому показателю, что они государственные, или все же создаем несколько холдингов, которые будут профильными? 

Есть варианты, когда создается единый холдинг, например, как в Румынии. Есть варианты, когда создается несколько профильных объединений, например, Энергоатом, Укрспирт, и Укрзализныця – совершенно разные по своим структурам, по своим надобностям, по тому, что они должны делать. 

Надо продумать, стоит ли их брать под одну крышу в таком случае.

Ранее замглавы ФГИ Наталья Лебедь заявила, что далеко не на все объекты, подлежащие приватизации, существует спрос.

При этом только каждый сотый из опрошенных в ходе недавнего соцопроса положительно относится к полной приватизации госпредприятий.

Самое читаемое
    Темы дня