наверх
02.05.202423:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нормально работать коалиции мешает тотальный популизм — Бортник

(обновлено: )282
Работу парламентского большинства дестабилизирует популизм в преддверии местных выборов, коррумпированность и общий низкий уровень профессионализма депутатов. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил политолог Руслан Бортник.

За первые два квартала 2015 года парламентское большинство выполнило лишь треть своих обязательств, прописанных в Коалиционном соглашении. Об этом свидетельствуют данные анализа Комитета избирателей и "Реанимационного пакета реформ". Эксперты подсчитали, что по состоянию на середину июля коалиция смогла выполнить лишь 39 из 118 положений документа, запланированных на первое полугодие.

Читайте также: Золотарев: уход Луценко – яркий симптом кризиса в коалиции

Ранее руководитель парламентского большинства Юрий Луценко заявил, что коалиция находится в "суперкризисном" состоянии. Он также добавил, что коалиционное соглашение, подписанное ранее, необходимо пересматривать.

Что мешает коалиции проводить реформы, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Можно ли говорить о том, что коалиция оказалась непродуктивной?

— Я думаю, что на самом деле оценка "Реанимационного пакета реформ" крайне оптимистична, у меня есть веские основания так говорить. РПР является одним из главных поставщиков законопроектов правительству, а комитет избирателей Украины возглавляется нынешним народным депутатом.

Но уже можно констатировать, что проблемы, характерные для старого украинского парламента, то есть глубокая коррумпированность, зависимость от финансово-промышленных групп, неспособность договариваться, отсутствие понимания государственных процессов и надлежащего уровня образованности, сегодня дают тот результат, который мы обсуждаем, и, к сожалению, не позволяют проводить структурные реформы. Если говорить о том, что сделано, то легче всего депутатам дается сфера обороны, сфера регулирования госполномочий, при этом они абсолютно не касаются сферы экономики, не прослеживается никаких успехов в реформировании сферы собственности. А это ключевые вопросы, за которыми часто торчат "рога" украинских финансово-промышленных групп и больших собственников.

Почему продуктивнее всего коалиция показала себя в оборонном секторе и судебной реформе?

— Потому что эти сферы достаточно легко регулировать, там меньше кулуарных и олигархических интересов, зато больше внимания и давления общества и СМИ. Для депутатов это не является ключевыми сферами. Ключевыми для них являются вопросы "Нафтогаза", социально-экономических отношений. И сферы обороны и судопроизводства для них больше формальны.

Почему Кабмин и парламент обвиняют друг друга в торможении процесса реформ?

— Здесь вопрос выборов и больших политических торгов. Действительно, перед 25 октября мы наблюдаем парад популизма, многие политические силы хотят занять оппозиционную нишу в отношении власти и таким образом снять с себя ответственность за социально-экономические провалы за последние два года. Идет парад популизма, и, безусловно, он дестабилизирует работу коалиции, он не позволяет принимать "шок-реформы". Кроме того, подлили масла в огонь и конституционные поправки президента, так называемая реформа децентрализации, за которой многие увидели попытку президента получить дополнительные полномочия. Соответственно, уровень доверия и эффективности работы внутри коалиции крайне низкий, что позволяет принимать любые вопросы только в результате торгов, а не ведения какой-то качественной парламентской работы.

Читайте также: Яблонский: коалиция в Раде уже давно — чемодан без ручки

Каково самое большое достижение коалиции за первый квартал этого года?

— Наверное, это новый закон о полиции, надеюсь, что президент его подпишет в ближайшее время. Вот, наверное, и все.

Что является самым большим провалом?

— Отсутствие конституционной реформы. Вместо того, чтобы провести масштабное реформирование всех разделов Конституции, фокус нашего внимания сужают только к вопросам децентрализации, даже не децентрализации, а, скорее, имитации децентрализации.

Напомним, изменения в Основной закон внес на рассмотрение народных депутатов президент Петр Порошенко. Проект не предусматривает особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь прописывает, что он будет определен специальным законом. Норму о порядке совершения местного самоуправления в отдельных районах Донбасса на основе закона предлагается закрепить в переходных положениях Конституции. Верховная Рада 16 июля направила проект на экспертизу в КС. В случае позитивного заключения, депутаты в ходе двух сессий должны поддержать документ в первом чтении (минимум 226 голосов) и во втором чтении (минимум 300 голосов). Конституционный суд начал экспертизу изменений 22 июля.

Самое читаемое
    Темы дня