Среди проблем, которые стали вызовами для Украины, Порошенко назвал февральские события в Киеве, смену власти, конфликт на Донбассе. Но в то же время глава государства назвал удачными проведение успешных президентских выборов, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и формирование боеспособной армии в кратчайшие сроки.
Читайте также: Бюджет-2015. За что проголосовали депутаты?
Подробнее о событиях уходящего года в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал политический эксперт, историк Тарас Чорновил.
Какие выводы вы можете сделать по результатам этой пресс-конференции?
− Я думаю, президент, сознательно или бессознательно, провел пресс-конференцию не в очень ура-бравурных тонах именно в тот момент, когда все внимание общества было приковано к совершенно иному событию…
Ко "всенощной"?
− Да, бюджетной "всенощной", и я не уверен, что там все так трагично. Но в психологическом восприятии людей возникает много вопросов, поскольку мы видели саму процедуру, которая никому не понравилась. Никто из депутатов не видел, за что они голосуют. У меня 12 лет все-таки опыта в парламенте, 12 бюджетов, но я не мог понять, за что они голосуют, даже имея предварительные документы, сам проект.Я не могу сказать, хороший ли это бюджет или плохой. Хорошим он не может быть по определению − это бюджет военного времени, разрухи и так далее. Но я не могу сказать, приемлем этот бюджет или неприемлем. Подозреваю, что это один из лучших вариантов, который можно было сделать.
У меня только один вопрос и одно опасение − есть там баланс, или нет, потому что поменяли законы, на основе которых пишут бюджет, а бюджет толком не поменялся. Был внесен пакет законов и внесен бюджет. Бюджет написан под эти законы в стопроцентном уже виде, как нам говорят. Вот он будет сбалансирован, вот есть в этом бюджете ровно такой-то дефицит, если вы примете те законы, которые внесло правительство. А законы перекроили очень сильно, и бюджет во время тех перерывов, совещаний также сильно перекроили.
И в бюджете доходная часть якобы должна снизиться, так как про часть пунктов, по которым идут поступления в бюджет, депутаты сказали "нет, мы этого не дадим делать". А расходная часть должна была немного вырасти, потому что и на армию нужно больше дать, и социальные расходы все-таки не дали урезать. И получается, что дефицит бюджета должен стать гораздо больше, а он остался таким же.
А за счет чего?
Уже в январе, вы думаете?
− Я думаю, в январе вряд ли. Февраль-март.
Президент уже подписал закон, который расширяет полномочия руководителя СНБО, парламент его очень трудно принимал, и вчера некоторые депутаты говорили, что его будут отзывать…
− Что касается конкретно закона о СНБО, я не поленился и прочитал его, это моя сфера, сфера безопасности. В этом законе очень мало нового. Есть 26 законов, которые регулируют работу СНБО, кто-то мне говорил, что даже немного больше. И говорят, что президент под себя что-то перетянул − ничего он не перетянул, все выписано четко, это его конституционные полномочия. В том числе его часть по борьбе с коррупцией. Да, он не может напрямую управлять Антикоррупционным бюро, но общая организация работы, осуществление конституционных прав на борьбу с коррупцией и все остальное − он это должен обеспечить. Все, что там выписано для СНБО, оно полностью конституционное.
Вы говорите, разговоры, что президент на себя что-то перетянул. Что перетянул на себя президент, если он человеку Яценюка сейчас передает фактически полномочия силового кабинета?
− Здесь тоже есть нюансы. Порошенко очень часто хочет быть тем прусским Фридрихом, который на каждых крестинах − новорожденный, на каждом браке − невеста, на каждых похоронах − покойник, он везде хочет всем заниматься. В СНБО он реально занимается каждым пунктом, я узнавал, он действительно там сидит до двух часов ночи, ему приносят все эти отчеты. Поэтому какой-то страшной беды от того, что там будет Турчинов, нет, ведь все равно президент это все будет контролировать.
Что вы скажете по поводу создания Антикоррупционного бюро?
− С коррупцией в последнем 2014 году не боролись. Все. Не боролись. С подачи президента антикоррупционные законы были внесены, приняты. На январь готовится реальное создание, начало функционирования и финансирования Антикоррупционного бюро. То есть мы пока можем говорить, что были затяжки. Вот если с середины января оно нормально не заработает, тогда у нас будет вопрос, имеем ли мы вообще какое-то будущее. Но мне кажется, оно заработает.
А говорят, что из этого закона за одну ночь сделали инвалида…
− Не совсем. За одну ночь там немножечко поменяли. На мой взгляд, после создания этого бюро нужно будет обязательно вернуться к изменениям, которые были внесены тогда в закон за одну ночь, и вернуть возможности жесткого прессинга. В том числе и депутатов, депутаты должны стать субъектом расследований этого бюро.