наверх
24.04.202418:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бюджет-2015. С простых граждан три шкуры снимут

Госбюджет-2015 (38)

(обновлено: )590256
Правительство планирует получить значительные дополнительные доходы в бюджет с налогов на пенсии, депозиты и недвижимость.

Семнадцать гривен за доллар и падение ВВП почти на 4,5%. Такие показатели закладывались в государственный бюджет на 2015 год. Это согласованный макропрогноз между правительством Украины и международными экспертами, сообщила министр финансов Наталия Яресько.

Как правительство планирует наполнять бюджет, радиостанция Голос Столицы узнала у эксперта по вопросам бюджетной политики Людмилы Супрун.

Много денег уйдет на обслуживание долгов и оборону. Зарплаты и пенсии урезать не будут, хотя и повышать тоже. Откуда брать деньги на необходимые расходы?

– Если проанализировать проект закона о госбюджете на 2015 год, то становится понятным, откуда правительство планирует получить дополнительные доходы. Могу сказать, что конечным субъектом таких налогообложений в первую очередь являются граждане, и в какой-то мере предприятия, владеющие недвижимостью.
Во-первых, Кабмин хочет обложить налогом пенсии свыше трех тысяч гривен. Конечно, это безумие, потому что пенсия не является доходом, это отложенный денежный взнос, который когда-то был заработан гражданами, а теперь выплачивается в виде пенсий. Поэтому доходом с точки зрения налогообложения это назвать нельзя. И облагать такую мизерную пенсию дополнительным налогом было бы неправильным, тем более, что размер пенсии не повышается.

Читайте также: Единства в Раде нет, но бюджет-2015 примут "вслепую" – политолог

Второй серьезный источник доходов, который видит правительство − это изъятие части доходов с депозитов граждан. Правительство хочет, чтобы те доходы, которые граждане получают по депозитам, тоже облагались налогом. Кстати, правительству его очень удобно изымать – прямо из банков, не надо бегать налоговым, ничего не надо делать. Сиди себе, кури бамбук, а в это время люди будут платить со своих доходов по депозитам налоги.
Еще одна часть достаточно серьезных новых налогов − это налоги на недвижимость. Теперь этот налог на недвижимость будут платить практически все граждане, которые имеют квартиры. И размер такого налога может меняться в зависимости от территории – тут правительство поступает очень хитро и перекладывает этот негатив с себя на местные советы, потому что именно местным советам разрешено изменять ставку.

Представляете, какая война начнется на местном уровне, когда будут принимать решение депутаты местных советов, какие ставки по налогам вводить на местном уровне?

И все это очень печально, потому что никаких стимулов для развития экономики, никаких стимулов для поддержки населения в будущем бюджете почти не заложено. Мало того, принимается он впопыхах, все законы, которые изменяют налоги по действующему сегодня Бюджетному кодексу, должны были быть приняты и официально опубликованы до 15 августа текущего года. Никаких законов, конечно, не было, никаких налогов в то время не изменялось. И такое нарушение законодательства приведет к вулканическому взрыву в экономике. Разумеется, негативному, а не позитивному. Я бы сейчас не делала таких вещей, которые предлагает правительство. Никакой новой налоговой базой это назвать нельзя, тем более, прогрессивной налоговой базой для страны. Это скорее конвульсивная реакция на то, что происходит в экономике, и я бы не делала таких шагов ни в коем случае.

НБУ так и не предоставил Минфину прогнозируемый курсовой показатель, на котором основывался бюджет. Пока что заложили 17 гривен за доллар, но инфляция-то может быть и больше. Насколько это может быть критичным для бюджета?

– Конечно, эта цифра является критичной для бюджета, потому что у нас по этому курсу заложены и доходы, и расходы. А для нас прежде всего важны расходы, связанные с погашением долга. Если правительству удастся занять такую же сумму, которую сегодня или в следующем году нужно возвращать, тогда это будет меньше влиять на экономику. Если не удастся, тогда расплачиваться будут граждане Украины, теми гривневыми доходами, которые нужно будет конвертировать в валюту. Что касается курса и позиции НБУ – это безответственная позиция, она совершенно не соответствует законодательству. У нас есть закон об НБУ, он обязан давать эти базовые показатели, никакие другие использовать нельзя, есть официальный механизм принятия решений. Такой курс должен быть предоставлен НБУ. Если он не в состоянии это сделать, тогда есть два выхода – либо изъять у него эту функцию, чтобы он этим не занимался, либо поменять руководителя НБУ.

Самое читаемое
    Темы дня