наверх
01.05.202415:08
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Люстрация в нынешнем виде - это подмена права - Глузман

Люстрация мусорным баком (102)

(обновлено: )51711
Каких изменений в стране стоит ожидать украинцам после внеочередных парламентских выборов.

Каких изменений в стране стоит ожидать украинцам после внеочередных парламентских выборов. Завершается подсчет голосов на выборах в Верховную Раду. Смогут ли новоизбранные депутаты оправдать народное доверие, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал известный диссидент, врач, президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман.

Готовы ли борцы с системой к настоящим переменам или это только слова?

− Есть люди, которые действительно хотят перемен. Но хотеть и мочь – это немного разные слова и разные феномены. Мы еще не совсем цивилизованная страна, поэтому у нас очень многие хотят, в первую очередь, защитить свой бизнес. У меня бизнеса нет, и когда мне дважды предлагали войти в ВР – давно, после этого уже не предлагают – я сказал: "нет, я долго не выдержу сидеть среди вас, я умру от инсульта".

Сначала вы говорите, что есть люди, которые хотят все изменить, но хотеть и мочь – две разные вещи. А потом подытоживаете тем, что не продержались бы там более двух недель…

− Нет, я подвожу к своей главной мысли. Она простая, однозначная и даже примитивная. Люди, которых мы сейчас выбрали, думают, что для них все закончено, что они уже победили, у них уже начинается новая сладкая жизнь. На самом деле, все действительно сладко и достаточно сытно. Потому наша задача – обычных людей – показать им, что их трудности только начинаются. Мы должны их контролировать, так как это делают во всех странах. Понятно, что народ не может контролировать все, но он может контролировать своего мэра, президента… Но для этого у нас есть вы – журналисты и гражданское общество. И я думаю, что мы уже начинаем учиться. То, что произошло под названием Майдан – это один из уроков. У нас есть основания и возможность их пугать, что если будут себя плохо вести, то будет пятый Майдан. Это не значит, что нужно ходить с палками и забрасывать в мусорники – это гнусно и в баках все не поместятся. А во-вторых − это не решение проблемы.

Читайте также: Новоизбранная Рада. Кто по квоте олигархов

Вы писали, что вам не было страшно противостояние на Майдане, была какая-то уверенность, внутренняя сила. Но сегодня вам страшно, писали вы, потому что, цитирую, "те же залгавшиеся ничтожества определяют будущее моей страны. Все те же разнообразные депутаты, озабоченные лишь одним – своим личным участием в будущих выборах. Мстительные, безнравственные ничтожества, легко и просто присосавшиеся к чуждой победе. Горькой победе".

− Я писал это эмоционально и продуманно, осознанно. Но другого пути нет, политики в любой стране – это не лучшие люди. И всегда у народа есть возможность сделать так, чтобы политики боялись народа. У нас пока что до сих пор была ситуация, когда народ боится политиков. Так было, поэтому был Майдан, взрыв эмоций людей, которые не говорили о каких-то вечных ценностях. На самом деле, это желание иметь свое человеческое достоинство. Революция достоинства. И наша задача сделать так, чтобы они научились нас бояться. Речь идет не только о депутатах – это и мэры, которых уже выбрали или еще выберут, это и АП, это Кабмин, это все чиновники страны. Они должны знать рамки. Наши чиновники рамок не знают. Любые люстрационные законы – это глупость, потому что люстрация в том виде, в котором она пришла сегодня к нам, это подмена правового государства, а не его становление.

Сегодня тоже не модно говорить правду и очень опасно критиковать систему?

− Нет, я с вами не согласен. Разница существенная, это уже цивилизационная разница. Потому что в этой нашей стране уже можно говорить. Другое дело, что тебя не слышат. Но говорить уже можно и за это не наказывают, и нет политзаключенных. Поэтому я думаю, что сдвиги произошли, но страну поглотила коррупция. Тут проблема не в идеологии. Когда работник службы безопасности собирает сведения, которые он не может передать своему генералу, потому что генерал обслуживает группу депутатов, или одного депутата, или президента, или кого-то другого, то я начинаю задавать себе вопрос – а зачем я, налогоплательщик, вообще обеспечиваю своими и вашими деньгами эту службу безопасности? Но я говорю об этом, я печатаю эти материалы, и я уверен, что я выйду сегодня из вашего двора и меня не будут встречать ни работники СБУ, ни бандиты.

Как вы оцените качество нового созыва Верховной Рады?

− Я не могу говорить о будущем, потому что оно мне неизвестно. Но если говорить совсем откровенно и трезво – какая бы у нас ни была Конституция, она изменилась, она может еще двадцать раз измениться. Потому что для нашей страны, для нашей советской и постсоветской культуры, Конституция – это декларация. Одна из тех деклараций, которыми нас кормят. Да, у нас теперь парламентская республика, но я уверен, что главным персонажем в нашей политике будет президент. Ему для этого даже не нужно менять Конституцию. И я считаю, что это было бы хорошо, потому, что анархия в стране должна быть прекращена.

Читайте также: Пик популярности партии власти уже пройден – Копатько

Но тогда всю полноту ответственности должен нести президент?

− Да, но… нет. Только в неофициальных рамках. Янукович хотел стать настоящим диктатором, но это кончилось для него плохо. Должна быть какая-то точка ферментации правового государства. Обратите внимание, кто официально, открыто выступал против люстрации? Я. Возможно, еще один-два человека. Кто-то из академиков академии правовых наук написал что-то? Они боятся. Поэтому все будет зависеть от того, как мы будем себя вести.

Самое читаемое
    Темы дня