РИА Новости Украина
К чему может привести гипотетический разрыв дипотношений между Москвой и Киевом — к 100-летней годовщине их установления, рассуждает политолог Иннокентий Адясов.
Дипотношения между Россией и Украиной и так сейчас находятся на крайне низком уровне — посольства работают без послов. Не хотелось бы ухудшения и этого status quo.
На сегодняшний день помимо консульского отдела при посольстве РФ в Киеве на Украине работают генконсульства Российской Федерации в Харькове, Львове, Одессе и почетное консульство РФ в Чернигове.
Украина, в свою очередь, имеет пять консульств в России: при посольстве в Москве, в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
Если произойдет разрыв дипотношений, посольства и консульства будут закрыты.
Обычно в таких случаях создаются "группы интересов" при посольствах третьих стран. К примеру, интересы РФ, включая и консульские моменты, в Грузии представляет посольство Швейцарии и наоборот.
"Группы интересов" берут на себя следующие функции: легализация официальных документов; функция ЗАГСа для эмигрантов, не имеющих гражданства страны пребывания; выдача или продление срока загранпаспортов. Выдача виз для граждан страны, в которой находится консульство, нотариальные функции, юридические консультации и т. д.
В то же время разрыв дипотношений не означает автоматический разрыв или приостановку подписанных ранее договоров между сторонами (а их между Россией и Украиной десятки, если не сотни). Они могут быть денонсированы в индивидуальном порядке.
Кстати, сегодня практически все забыли, что продолжает действовать большой "Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной".
Одно из его положений определяет: "Каждая из стран защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой страны, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других общепризнанных принципов и норм международного права, договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются".
Этот договор не денонсирован ни Москвой, ни Киевом и на данный момент является действующим.
Совершенно не обязательно автоматическое прекращение транспортного сообщения между РФ и Украиной, тем более страны выступают как транзитеры друг для друга.
Разрыв или отсутствие дипотношений не ведет и к свертыванию торговых связей. Наиболее яркий пример: СССР и США установили дипотношения только в 1933 году, хотя много времени до этого работали торгпредства соответственно России (СССР) и США.
Сейчас РФ поддерживает экономические отношения с Грузией, и они демонстрируют рост.
Правда, экономический климат в этом случае будет далеко не лучший.
Кстати, разрыва дипотношений между Россией и Украиной не будет означать и обязательного введения визового режима между странами.
Эти отношения регулируются прежде всего документами СНГ, членство в котором Украина, в отличие от Грузии, сохраняет.
Но напомню в этой связи, что с 1 января 2018 года Украина уже вводит на своих границах биометрический контроль для иностранцев, в том числе для россиян. Они должны будут сдавать отпечатки пальцев, которые начнут вносить в национальную систему биометрической верификации. Кроме того, СНБО разрабатывает механизм предварительного информирования для иностранцев, которые намерены приехать на Украину, и их "фиксации" в месте пребывания.
Разрыв дипотношений, скорее всего, приведет лишь к сворачиванию гуманитарных связей.
В этом случае на Украине могут быть закрыты РЦНК (российские центры науки и культуры) — в Киеве и Одессе. Но, учитывая обстановку, скорее всего, они будут закрыты и без разрыва дипотношений между Россией и Украиной. Президенту Порошенко надо сделать уступку национал-радикалам.
Однако закрытие РЦНК будут идти через отмену межправсоглашения между российским и украинским правительствами.
Разрыв дипотношений не будет означать и прекращения работы в Нормандском формате. Хотя, безусловно, его работа будет затруднена.
Читайте также: Разрыв дипотношений Украины с РФ: взгляд из Донбасса
Из явных минусов — потеря возможности оперативных консультаций между правительствами и МИДами двух стран. Это самым негативным образом скажется на возможностях преодоления кризиса на востоке Украины: все мирные предложения придется согласовывать через посредников.
Серьезно могут быть осложнены переговоры о миротворческой миссии ООН на Донбассе. И в этом, кстати, не заинтересована ни европейская дипломатия (прежде всего, ФРГ), ни американская.