наверх
26.04.202412:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Парламентская инициатива: деоккупация должна быть правильной

(обновлено: )2285175
Искать согласия и учитывать интересы жителей оккупированных территорий никто не собирается – только зачистка, только террор.

Василий Стоякин, обозреватель

19 июля в Раде был  зарегистрирован законопроект "О временно оккупированной территории". Среди авторов сего произведения – вице-спикер Оксана Сыроед, глава фракции "Самопомич" Олег Березюк и такие заметные депутаты как Дмитрий Тымчук, Виктор Чумак, Семен Семенченко, Егор Соболев, Юрий Шухевич, Игорь Луценко, Борис Тарасюк и другие.

Появление этого законопроекта было предсказуемым, особенно – после парламентских слушаний по Крыму рекомендации которых предполагают принятие такого закона.

Об имеющемся законодательстве

Собственно, законов на эту тему сочинено уже предостаточно, но авторов они не удовлетворяют.

Например, "законы Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" и "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" не то, чтобы не направлены (интересный оборот речи для пояснительной записки к законопроекту – Авт.) на решение фундаментальной задачи по восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины, а, напротив, во многом упрощают государству-оккупанту задачу по "содержанию своей оккупационной администрации и даже содействуют обеспечению вражеской армии (…)  топливно-энергетическими ресурсами, в частности – электроэнергией". А закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" и вовсе "создает четкое правовое основание для легализации оккупационных администраций".

Вообще, это литературное творчество заслуживает отдельного рассмотрения.

Начнем с того, что упомянутые законы принимались не без участия партий, представленных среди авторов нынешнего законопроекта. Например, проект закона о правовом режиме оккупированной территории вносился Сергеем Соболевым ("Батькивщина"), а голосовал за него, в частности, Борис Тарасюк. Можно было в пояснительной записке указать, что, дескать, ситуация изменилась, но автор предпочел обвинить участников принятия законов в "зраде".

Дальше. Я, если честно, с трудом себе представляю, каким образом закон может обеспечить восстановление территориальной целостности – ведь оккупант украинские законы в любом случае выполнять не будет. Собственно, представленный законопроект тоже никаким образом эту проблему не решает, а только описывает, как ранее оккупированные территории возвращаются в правовое поле Украины после взятия их под контроль украинскими войсками.

Пассаж о топливно-энергетических ресурсах доставил особенное наслаждение. Авторы, похоже, не знают ни о том, что в результате энергоблокады Крым стал полностью независим от украинской генерации, ни о том, что сама Украина является потребителем российских топливно-энергетических ресурсов, включая собственно электроэнергию "которая является критически необходимой (…) во время ремонта поврежденной в боях (…) военной техники". Агрессор такой агрессивный…

Впрочем, законопроект юридически закрепляет экономическую блокаду – через границу разрешено провозить личные вещи, гумпомощь и продукты питания, но запрещено, например, централизованное водоснабжение (этот вопрос стоит особенно остро для Луганской области) и поставки топлива (что характерно, о поставках топлива с оккупированных территорий ничего не говорится).

Что касается "легализации оккупационных администраций", то тут важно понимать два момента: а) речь идет о законе, который принят во исполнение Минских соглашений; б) речь в нем идет об органах местного самоуправления, избранных жителями Донбасса из числа жителей Донбасса по украинским законам. Это многое объясняет в феномене "оккупационной администрации".

Оккупированные территории и Украина

В законопроекте четко определено, что такое "оккупированные территории". Это территория, захваченная ВР РФ или незаконными "вооруженными формированиями, созданными, финансируемыми или контролируемыми Российской Федерацией".

Правда, поскольку даже авторам законопроекта понятно, что такие утверждения надлежит доказывать, было прямо указано, что речь идет о территории Крыма и Севастополя (с 20 февраля 2014 года; хотя на эту дату Крым был в составе Украины, но дата уже утверждена законодательно), часть Донецкой области (с 7 апреля 2014 года – дата формирования Народного Совета ДНР) и часть Луганской области (с 27 апреля – Бог его знает почему, ЛНР была провозглашена только 28). Даты начала оккупации и ее окончания (по представлению Генштаба) назначает правительство.

Говорится в законопроекте и об органах оккупационной администрации, которыми считаются, в частности "самопровозглашенные органы". Как самопровозглашенные органы могут осуществлять функции оккупационной администрации мне неведомо – ведь для этого их должен признать оккупант. Но депутаты подобной ерундой себя не смущают.

В законопроекте определено и что такое Украина – это такое странное образование, которое владеет землей, но "не несет ответственности за защиту жизни, здоровья и сохранения имущества", а также "обязанности относительно социального и пенсионного обеспечения". Судя по общим тенденциям, украинское государство стремится получить такой же статус и на других, неоккупированных, территориях.

Деоккупация

В законопроекте детально расписывается, каким образом осуществляется деоккупация, после возвращения территории под контроль украинских военных.

Сначала на каждой территории, населением от 50 тыс. человек, отдельным законом на год вводится военное положение (напомню, что сейчас оно нигде не введено) и создаются военные администрации (а не военно-гражданские, как сейчас).

Потом возвращаются государственные администрации. Потом назначаются выборы:

— в селах и поселках  – через два года после создания  администраций;

— в городах меньше 90 тыс. – через 4 года;

— остальных – через 6 лет.

А вообще – все выборы и референдумы только после переписи (т.е., если перепись проведена не будет, то и выборы не проводятся). На оккупированной территории выборы запрещены.

Особенно мне понравился раздел посвященный "порозумінню".

"С целью достижения согласия (…) проводятся мероприятия, направленные на установление причастности лиц к вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, к деятельности органов оккупационной администрации и содействия временной оккупации Украины".

Чтобы эти лица не мешали строить украинскую Украину, их выявляют, вносят в реестр и ограничивают в правах. Занимается этим специально созданная комиссия по «порозумінню». В общем, что-то вроде польской санации, только без концлагеря (партнеры неправильно поймут).

Резюме

В общем, вместо законопроекта получился манифест украинской "партии войны".

Проект принципиально отрицает Минские соглашения даже в той форме, которую поддерживает президент (он, все же, предполагает проведение местных выборов на Донбассе уже в этом году, в то время как по проекту они ожидаются, в лучшем случае, в 2020).

Не смотря на заклинания относительно российской оккупации совершенно определенно видно, что "оккупантами" авторы законопроекта видят местное население. Искать согласия и учитывать интересы жителей оккупированных территорий никто не собирается – только зачистка, только террор. Естественно, что не предполагается и учет мнений населения, которое находится на неоккупированных территориях (что, собственно, и происходит – видим на примерах переименований и Крестного хода).

Разумеется, при президенте Порошенко в чистом виде этот законопроект принят не будет, но он будет влиять на государственную политику в отношении Крыма и Донбасса. Большая часть его норм (в экономической, например, части) и так уже выполняется.

Ну а после смены власти в Киеве (а она может произойти в любой момент) проект вполне может стать и законом. Тем более, что президент уже объявил о том, что Украина на 90% Минск выполнила, а саммит НАТО фактически это утвердил.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня