наверх
27.04.202403:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нефтепровод Одесса-Броды: вечно перспективный и невостребованный

(обновлено: )2953200
Настала очередь и Порошенко выслушать о всеобъемлющей поддержке Баку украинского маршрута транспортировки каспийской нефти, как единственного и неповторимого в своем роде.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины

Каждый год украинцам обещают стандартный набор энергетических перспектив: LNG-терминал, газ из Туркменистана, нефть из Азербайджана и полную победу над российской газовой гидрой. Но, за этими обещаниями скрывается крайне неприятная ситуация: Украина продолжает терять свой транзитный потенциал, не только не научившись использовать свое географическое положение и инфраструктуру, но и утрачивая ранее завоеванные позиции. Недавняя встреча президента Петра Порошенко со своим коллегой из Азербайджана Ильхамом Алиевым еще раз подтвердила этот крайне неприятный факт.

Со мной могут не согласиться, приведя в качестве аргумента заявления президентов двух стран, которые позитивно оценили возобновление проекта. Но, как говаривал герой известного фильма, "Восток — дело тонкое", а восточная дипломатия и того тоньше. Для более полного понимания приведу цитату г-на Алиева. "Мы очень серьезно обсудили реализацию проекта "Одесса-Броды" и дали поручение его возобновить, потому что Азербайджан поставляет на европейские рынки очень большие объемы своей нефти и становится транзитной страной для тех, кто находится на восточном побережье Каспийского моря".

Эту фразу, с различными видами интерпретаций, г-н Алиев произносит как минимум с 2006 года. Сначала на встречах с президентом Ющенко, потом с Януковичем. Теперь пришла очередь и Порошенко выслушать о всеобъемлющей поддержке Баку украинского маршрута транспортировки каспийской нефти, как единственного и неповторимого в своем роде. Справедливости ради отметим, что как минимум последние 7 лет проект поставки нефти и газа из Азербайджана и реанимация Одесса-Броды, является обязательной программой каждого нового президента и профильного министра энергетики. Дальше всех в этом отношении, пошел Кабмин Азарова, который помимо анонсирования прожектов по поставке нефти и газа (под руководством лыжного инструктора на LNG терминал), планировал постройку нового НПЗ на побережье Черного моря, о чем в свое время заявлял министр энергетики Ставицкий.

Читайте также: Гибель транзитного государства: Украина становится слепой кишкой Евразии

Можно долго обсуждать технические перспективы проекта, задумывавшегося в далеком 96-м году, как маршрут диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и потерявшего свою актуальность вследствие скоропостижной кончины украинской нефтепереработки. Или тот факт, что у Баку физически нет дополнительных объемов нефти, чтобы осуществить мечты киевских чиновников о запуске проекта. Добыча нефти последние два года снижается. В 2015 году Баку экспортировал 38 млн тонн нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. Данный нефтепровод, кстати, рассчитан на транзит 50 млн тонн нефти в год, так что Украины в ближайших планах просто не стоит.

Зато очень остро стоит вопрос загруженности Босфора и сложных судоходных условий в зимний период, когда танкеры вынуждены простаивать в ожидании благоприятной погоды. И естественно, что украинский маршрут мог бы стать хорошим подспорьем для транзитеров, а у Киева был бы шанс укрепить свои позиции на мировом рынке транзита энергоресурсов. Причем ставка в данном случаем могла быть сделана не столько на азербайджанскую нефть, сколько на поставки нефти из Казахстана, который экспортирует свою нефть через Каспийский трубопроводный консорциум в объеме порядка 60 млн тонн.

Но и тут не сложилось. Не так давно стало известно, что Болгария решила вернуться к реализации проекта Бургас-Александропулис, который был практически заморожен в 2013 году. Напомним, что в 2007 г Россия, Болгария и Греция подписали межправительственное соглашение о реализации проекта Бургас — Александруполис, который предполагает строительство нефтепровода протяженностью почти 300 км из болгарского порта Бургас на Черном море в греческий порт Александруполис на Эгейском море. Мощность трубопровода должна составить 35 млн т/год нефти с возможным расширением до 50 млн т. Стоимость проекта на тот момент оценивалась в 1,5 млрд долл. США.

По сути, данный проект является прямым конкурентом Одесса-Броды. И тот факт, что Болгария решила вернуться к сотрудничеству с Россией, говорит далеко не в пользу экономических перспектив Киева в Европейском Союзе. Ведь совершенно понятно, что продление украинского маршрута до Плоцка и Гданьска обошлось бы гораздо дешевле, чем постройка нового газопровода с необходимостью создания всей инфраструктуры в портах.

И решение официальной Софии продиктовано отнюдь не расточительностью или происками Кремля, а элементарным здравым смыслом. Потому как никто не будет планировать долгосрочные проекты со страной, где взрывы опор магистральных электросетей квалифицируются как хулиганство, транзит автомобильного транспорта является мишенью для незаконных вооруженных формирований, а правила транзита газа являются предметом рассмотрения в Стокгольмском арбитраже.

До тех пор, пока Украина не научится защищать интересы транзитеров на своей территории и не станет рассматривать взаимодействие со своими партнерами на как на Западе, так и на Востоке исключительно через призму собственных интересов, она так и останется вечно перспективным, но весьма бестолковым недорослем во взрослых геополитических играх.

Самое читаемое
    Темы дня