наверх
28.04.202409:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Львовский собор разрушил Украину: как теперь вернуть утерянное единство?

(обновлено: )208523
Семьдесят лет назад во Львове состоялся церковный собор, ставший началом не только влияния, но и давления государства на церковь, которая от него якобы отделена.

Янина Соколовская, политэксперт

Так называемый собор клириков и мирян Украинской греко-католической церкви, созванный 8-10 марта 1946 года во Львове, провозгласивший о ликвидации Брестской унии 1596 года и воссоединение с Русской православной церковью, стал уничтожением греко-католической церкви. 

Как теперь уже известно из документов, этот собор был инспирирован Сталиным с целью уничтожения "лишней" церкви в стране. Последствия этого собора преодолеваются и поныне что видно по нынешним событиям вокруг киевского Софиевского собора. 

Сейчас о Львовском соборе пишут, что на нем не присутствовал ни один греко-католический епископ, собор никогда не признавался Католической церковью, которая назвала его лжесобором.

Во многих церковно-исторических книгах сейчас отмечается, что "собор был инспирирован КГБ СССР, взявшим курс на полную ликвидацию униатских структур, которые рассматривались как враждебные СССР силы".

Инициаторами проведения собора стала группа из трёх священников: Гавриила Костельника, Михаила Мельника, Антония Пельвецкого как представителей трёх епархий Галицкой митрополии: Львовской, Перемшльской и Станиславской. По их решению, собор обсудил не только духовный, но и материальный вопрос — недвижимое имущество ликвидированной УГКЦ после собора было передано в "безвозмездное пользование" Русской православной церкви.

Собор спровоцировали выступления папы римского Пия, негативно оценивавшие коммунистический режим СССР, создания конфедерации Придунайских стран, организации комитета "Католического действия" для борьбы с левыми. В итоге Москва объявила Ватикан "защитником фашизма, усиливающим влияние в послевоенном мире". В стране была развернута борьба с католицизмом и католиками, которых тога было около 4 миллионов верующих.

Читайте также: Папа Римский и Патриарх Московский. Историческая встреча

Ровно 71 год назад, 15 марта 1945 года председатель Совета по делам РПЦ Карпов писал Сталину, что Православная Церковь "может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римо-католической церкви… Совет предлагает: а) организовать в г. Львове православную епархию; б) предоставить епископу и всем священнослужителям данной епархии права на проведение миссионерской работы; е) организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие"

Карпов сделал ставку на греко-католического священника Гавриила Котельника, критиковавшего Ватикан. 28 мая 1945 года уже был создан "единый временный церковно-административный орган Греко-католической церкви" для объединения с РПЦ, который и организовал Львовский собор.

На него прибыли 216 делегатов-священников (из 225 приглашённых) и 19 (из 22 приглашённых) делегатов-мирян из трёх греко-католических епархий: Львовской, Самборско-Дрогобычской и Станиславской. А два участника Инициативной группы владыки Антоний (Пельвецкий) и Михаил (Мельник) к открытию Собора стали епископами РПЦ.

Председательствовал на соборе протоиерей Гавриил Костельник, выступивший с докладом — "О мотивах воссоединения УГКЦ с РПЦ", в котором с исторической и богословской точек зрения обосновал необходимость ликвидации унии. Он де очертил основные задачи: ликвидировать унию 1596 года, оторваться от Рима, вернуться к Православной вере, воссоединиться с РПЦ.

Заседали во Львовском соборе святого Юра. Именно здесь 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины проголосовали за объединение с РПЦ, остальные либо успели скрыться либо были арестованы. УГКЦ объявила собор незаконным, хотя его каноничность была признана поместными православными церквями мира — Александрийской, Антиохийской, Болгарской, Польской, Румынской церквей…

Появившаяся после 1991 года Украинская православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ), получившая фактическую автокефалию, спустя 7 лет приветствовала "возвращения греко-католиков в лоно Православной Церкви". При этом она отметила, что УПЦ "не оправдывает тех исторических обстоятельств и средств тоталитарного советского прошлого, при которых проводился Львовский собор 1946".

Римский папа Бенедикт назвал УГКЦ признаком разнообразия в церковном мире, а украинские кардинал Любомир Гузар призвал помянуть тех, кто погиб за веру после Львовского собора.

Смотрите также: Торжественная литургия по случаю 20-летия служения Патриарха УПЦ КП Филарета

Согласно данным НКГБ УССР за август 1944 — февраль 1946, "по униатской линии" за решетку были брошены 287 человек, среди них 182 священники, 11 настоятелей монастырей, десятки монахов, слушателей греко-католической богословской академии во Львове. 11 апреля 1945 был арестован весь епископат УГКЦ, который находился на территории УССР, — митрополита Иосифа Слепого и четырех епископов. 

Деятельность греко-католических учебных заведений — богословской академии, семинарии, школ диаконов — была прекращена. Власти связали УГКЦ с Организацией украинских националистов и Украинской повстанческой армией, гитлеровским оккупационным режимом, фашизмом, сепаратизмом, шпионажем. Легальная структура УГКЦ была полностью разрушена. Общины, не принявшие православных священников, были сняты с государственного реестра. В РПЦ было переведено около 3 000 приходов

По имеющимся данным в период 1946 —1970 годы в подполье действовали около 300 греко-католических священников. Известно, что в 1988-ом УГКЦ имела 8 тайных епископов и 1200 священников, которые оформляли 4 млн. верующих. Только 1 декабря 1989 года государство смирилось с существованием греко-католиков и разрешило им выйти на свободу. А период мытарств стали называть "катакомбным". 

Теперь греко-католики выражают активное намерение стать "самой украинской" церковь Украины. Гонимые ранее, сейчас они заявляют о "компрометирующих" связях каноничной Украинской православной церкви с Москвой. 

Как ранее говорил мне Любомир Гузар, "мы начинаем возвращение в Киев". И хотя этот город никогда не был эпицентром работы греко-католиков, они уже сюда вошли, выстроили красивейший кафедральный собор над Днепром в киевском Левобережье, получи влияние на телеканалы, организовали свое радиовещание, проводят детские и студенческие лагеря-учебы-сборы и делают все, чтобы максимально расширить свое влияние.

Сейчас греко-католики теснят и УПЦ и раскольническую УПЦ Киевского патриархата. По известной традиции, когда двое дерутся, выигрывает третий. Тем более, что этот третий уже стал интересоваться Софиевским собором, оказавшимся государственным.

Правда, тут УПЦ уже сказала свое слово. Протоиерей, философ и известный церковном мире отец Георгий Коваленко организовал в соборе открытый университет Святой Софии, где читают лекции известные люди украинского православия.

Смотрите также: Встреча Порошенко с Вселенским патриархом Варфоломеем I

Как и века назад Софиевский собор снова стал объектом противостояния церквей. Властям трудно каждый раз вмешиваться в этот процесс. Тем более, что УПЦ не может в агрессивных тонах вести меж церковный диалог. После начала нынешнего поста, УПЦ напоминает гражданам – в пост главное не есть друг друга, в том числе – не захватывать и не отнимать храмы, не смотря все существующие на технологии украинских властей.

Львовский собор – и церковным людям, и мирянам — наука и напоминание не идти на поводу у властей и помнить, что "в каждой хате своя правда", как писал Тарас Шевченко.

Самое читаемое
    Темы дня