наверх
20.04.202415:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Папа Римский и Патриарх Московский. Историческая встреча

Встреча папы Франциска и патриарха Кирилла на Кубе (27)

(обновлено: )104272
Заявление, подписанное на Кубе Папой Римским Франциском и Патриархом Русской православной церкви Кириллом, вызвало волну достаточно разных эмоций в Украине и за эмоциями скрылась суть произошедшего.
Встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой римским Франциском

РИА Новости Украина

Встреча

Что бы кто не говорил, но встреча папы Франциска и патриарха Кирилла на территории гаванского аэропорта уже имеет эпохальное значение. Хотя бы потому, что никогда раньше ни один Московский Патриарх не встречался с Папой Римским.

Эта встреча готовилась несколько десятилетий. Еще в 60-тых патриархия и папский престол вели активные переговоры о возможном диалоге. Однако, тогда не сложилось. Потом, уже в 90-х встреча Папы и Патриарха почти состоялась. Тогда римский престол занимал Иоанн Павел II, а патриархом московским был Алексий Второй. Но в тот раз ничего не получилось — все сорвалось из-за униональной политики Ватикана в Украине. Дело в том, что Греко-католическая Церковь Украины в то время вела себя достаточно агрессивно по отношению к УПЦ, что выливалось, помимо всего прочего, в массовые захваты православных храмов. И одним из условий встречи Папы и Патриарха и было требование осудить действия греко-католиков. Папа отказался и встреча не состоялась.

Смотрите также: Заявление Папы Римского и Патриарха Кирилла по итогам встречи

Поэтому, очень отрадно, что сегодня две Церкви нашли точки соприкосновения. И это, несомненно, плюс. Как, в принципе, очень положительно можно оценить и отказ Папы от унионального дискурса вообще. Почему положительно? Потому что, и, как минимум на это хочется надеяться, осуждением унии был положен конец постоянным войнам между двумя церквями. И Папа и Патриарх прекрасно понимают, что с войнами, любыми кстати, нужно кончать. А с войнами религиозными и подавно. Сейчас пришло время, когда нужно бороться не друг против против друга, а вместе против зла.

Так что, встречаться надо. И проблемы обсуждать тоже надо. От того, что мы будем бегать друг от друга легче никому не станет. А вот от таких встреч зависит очень многое.

Декларация

Текст совместной декларации в тех моментах, которые не касаются Украины, никаких возражений, практически, не имеет. Например, слова в защиту гонимых и притесняемых на Ближнем Востоке (п. 8-10), критика ислама (п. 13), слова против дискриминации христиан на Западе (п. 15) призыв к богатым странам поделиться с бедными (п. 17), осуждение насаждения гомосексуализма (п. 20) и абортов (п. 21) — все это актуально и нужно. И не только сейчас — а всегда.

А вот те места итогового документа встречи, где упоминается слово "Украина" вызвали бурю негодования и критики со стороны как украинских политиков, так и представителей различных украинских церквей, в первую очередь УГКЦ И УПЦ КП.

Так, Олесь Доний заявил, что текст декларации — это "удар в Папы Римского в спину Украины".  Более того, он обвинил понтифика в распространении идеологии "русского мира", а также в том, что тот способствует снятию санкций против России.

Не отставал от Дония и глава УГКЦ Святослав Шевчук. Так, он с горечью и разочарованием сообщил, что многие верующие его церкви прочитав текст декларации почувствовали, что их предали, "и с этим трудно не согласиться". Особенно резкой критике Блаженнейший Святослав подверг слова итогового документа в которых говорится о мирном урегулировании конфликта в Украине: "слово "конфликт" в декларации склоняет читателя думать о "гражданском конфликте, а не внешней агрессии соседнего государства". А это, по его мнению, неправильно. Критика документа прозвучала и от представителей Киевского Патриархата. Так, спикер УПЦ КП Евстратий (Зоря) очень резко отозвался на слова заявления о том, что раскол на Украине должен быть решен "на основе канонических норм" (п. 27): "со времен Мюнхенского сговора принцип "решать о нас без нас" дурно пахнет". Его недовольство позицией Ватикана, скорее всего, объясняется еще и тем, что совсем недавно верующим УПЦ КП, которые живут в Италии, папским престолом было отказано в предоставлении храма для совершения Рождественского богослужения. И если раньше, во времена Майдана, в отношениях между представителями УПЦ КП и РКЦ намечалось определенное потепление, то сейчас говорить об этом уже нельзя. Декларация только подтверждение этого.

Свое недовольство итоговым документом выразили и другие представители как политической, так и церковной элиты Украины. Но, наиболее трезвую оценку декларации дал, по нашему мнению, Анатолий Гриценко: "Папа Римский совместным заявлением с Московским патриархом перевел русскую военную агрессию против Украины во внутренний "украинский" конфликт с соответствующими негативными последствиями для нас с Вами и победными бокалами шампанского в Кремле. Кто-то списывает это на неосведомленность Франциска, в отличие от Кирилла, в вопросах геополитики. Другие — на ненадлежащее внимание к формулировкам текста со стороны тех в Ватикане, кто готовил проект документа. Не думаю, что все так опрометчиво просто. Думаю, гораздо серьезнее — это позиция. Позиция лидеров западных государств, отныне поддержана еще и их Церковью".

Говоря проще — позиция лидеров мировых держав сводится к тому, что войну в Украине надо прекращать. И сделать это должна сама Украина.

Война

В принципе, главный и наиболее важным месседжем этой встречи можно назвать максимально миротворческую позицию предстоятелей двух, самых крупных в мире, христианских Церквей. Единственный способ решения любых проблем — мирные переговоры. Человечество устало от войн и агрессии. Всего этого слишком много сейчас. И ответ злом на зло не способствует миру, а только умножает само зло. Понятно, что ничего другого ни папа, ни патриарх сказать не могли, да и не должны были.

Именно слов о мире сегодня ждут не только от них, но и от политиков. Хочется надеяться, что последние их услышали.

Предательство

Греко-католики считают, что их предали, потому что политика унии отныне считается неоправданной. Православные фундаменталисты думают так же. Они считают, что сам факт этой встречи и взаимное "лобзание" папы и патриарха уже говорит о том, что патриарх нарушил каноны Православной Церкви. Однако, именно с точки зрения канонов ни о каком предательстве не может быть и речи — патриарх не служил литургию вместе с папой, не было и совместной молитвы. Да и текст совместной декларации нигде ни в одном абзаце или слове не отступил от основных принципов Православия. Все, о чем написано там — уже говорилось и писалось раньше. Так что, православных активистов можно успокоить — никто их не предавал.

С другой стороны, именно по итогам этой встречи становится совершенно очевидным, что как греко-католики, так и православные фундаменталисты находятся в одном ментальном и рациональном поле. И одни и другие — скорее маргинальные сообщества внутри своих Церквей, чем выразители мнения большинства. И одним и другим война за какие-то свои, а не отнюдь христианские идеалы, важнее, чем проповедь Евангелия. И если для одних (греко-католиков) — это зачастую агрессивный национализм, то для других (православных фундаменталистов) — это "русская идея" в ее самых худших проявлениях. Поэтому, своей декларацией папа и патриарх отмежевались как от одних, так и от других. И если патриархии для такого отмежевания достаточно просто придерживаться выбранного курса, потому что православный фундаментализм — это явление, скорее стихийное и временное, то Ватикану решить проблему унии будет намного сложнее. Ведь греко-католики, являясь четкой и конкретной группой внутри РКЦ, все чаще заявляют о себе как о самостоятельной церкви, и одними громкими заявлениями Рим ситуацию исправить не сможет. Так что, будем ждать действий.

Самое читаемое
    Темы дня