Диана Михайлова, независимый военный эксперт
Экспертно-журналистская группа Bellingcat – "Звонящий кот" продолжила свою кропотливую деятельность по поиску виновных в катастрофе пассажирского лайнера Boeing 777 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. Методика не изменилась – ненавязчивый интернет-серфинг с последующим анализом информации, содержащейся на русскоязычном сегменте социальных сетей Facebook, Instagram, Twitter и VKontakte, нацеленные на выявление данных о российских военнослужащих из частей ПВО.
На основании указанных исследований сделаны, как всегда, чрезвычайно сенсационные выводы, "в очередной раз утомляющие своим однообразием: во всем виноват Верховный главнокомандующий Российской Федерации Владимир Путин, которому совершить данное преступление помогли военнослужащие 2-го дивизиона 53-ей зенитно-ракетной бригады вооруженных сил РФ и все высшие должностные лица Министерства обороны".
В частности американский сотрудник Bellingcat Арик Толер заявил: "Я надеюсь, что отчет поможет уголовному расследованию, поскольку включает перечень лиц, которые могли быть причастны к атаке на самолет. Наша деятельность значительно сократит список возможных подозреваемых, ведь мы исключили вовлеченность в трагедию военнослужащих из 1-го и 3-го дивизиона 53-ей бригады. В Генпрокуратуру Нидерландов мы отправили полную версию документа, в которой указаны фамилии военнослужащих, а их лица не затерты. Кроме того, это даст толчок украинским и российским журналистам и заставит их раскопать больше информации о солдатах и офицерах бригады".
Читайте также: Отчет по катастрофе Boeing-777 — набор фактических ошибок
Особенно трогательно в отчете выглядели цитаты из форума, на котором матери и жены военнослужащих 53-ей бригады ПВО с широко распространенными русскими именами Симона, Иванка и пр., "профили которых уже удалены из соцсетей" обсуждают подробности службы своих родных и близких. Можно, конечно, провести перепроверку информации, содержащейся в заключительном докладе Bellingcat, на предмет возможности использования в обвинительном заключении, однако, прежде чем в очередной раз затягивать и без того не слишком быстрое и простое расследование, стоит для начала еще раз оценить качество исходных данных.
Как заявлено самими "звонящими котами", за отправную точку поиска была принята версия о том, что самолет потерпел катастрофу в результате поражения зенитной управляемой ракетой комплекса ПВО "Бук", принадлежащего российской армии и переброшенного через украинскую границу в первой половине июля 2014 г. На основании исследования социальных сетей и фотографий из дембельских альбомов военнослужащих утверждается, что удалось не только проследить боевой путь самоходной огневой установки 9А310 ЗРК "Бук" с бортовым номером 3х2, в котором вторая цифра осталась невыясненной даже для пытливых энтузиастов, но даже установить личности членов ее экипажа.
К сожалению, для очередной группы экспертов имеющаяся на сегодняшний день информация о характере и следах поражения самолета и найденных поражающих элементах не подтверждает предположение о том, что оно было вызвано какой-либо из нескольких модификаций ЗУР комплекса ПВО "Бук". Это достаточно убедительно было продемонстрировано в результате рассекречивания материалов государственных испытаний данного ЗРК и двух натурных экспериментов, выполненных в 2015 г. специалистами концерна "Алмаз-Антей", разработавшего и производящего этот тип оружия. В итоге был сделан неутешительный вывод о "недостоверности сведений, приведенных в окончательном отчете Совета по безопасности Нидерландов (DSB)", при этом было подчеркнуто, что "мы в первый раз столкнулись со столь оригинальным подходом к расследованию авиационных событий".
Такое мнение было вызвано тем, что комиссия сделала вывод о конкретной модификации ракеты ЗРК "Бук", якобы сбившей малазийский лайнер, еще до исследования боевых повреждений на фрагментах самолета. Этому предшествовало уникальная логическая цепочка голландских следователей: "Мы из интернета выяснили, что самолет мог быть поражен либо авиационной пушкой типа ГШ-23, либо авиационной ракетой типа Р-60, либо зенитной ракетой "Бук". Один из обнаруженных в обломках самолета стальных кусочков, по нашему мнению, чем-то напоминает форму "бабочки". А нам известно, что боевая часть одной из модификаций ракеты "Бук" имеет поражающие элементы в виде "бабочки". Следовательно, из трех версий была выбрана последняя". Кроме того отчет содержит прямой подлог материалов, предоставленных российской стороной, а также фальсификацию и сокрытие найденных на месте катастрофы улик.Читайте также: Вопросы без ответов в деле Boeing и "праздник цинизма и лжи". Мнения экспертов
Неслучайна поэтому оценка уполномоченного представителя Российской Федерации в расследовании катастрофы Олега Сторчевого: "Уровень нелогичности в отчете просто зашкаливает". Аналогичный вывод можно сделать и о производной от этого отчета — докладе Bellingcat.
Таким образом, искать с помощью интернета людей, которые даже теоретически не могут быть причастны к катастрофе, так как она произошла не в результате взрыва боевой части какой-либо из модификаций ракеты ЗРК "Бук" из части, в которой они проходили службу в 2013-2014 гг., мягко говоря, нет оснований. Можно лишь напомнить афоризм, авторство которого приписывают Конфуцию: "Очень трудно найти в темной комнате чёрную кошку, особенно, если ее там нет!".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.