Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины.
"Я вся такая внезапная. Вся такая противоречивая…"
Цитата из х/ф "Покровские ворота"
Если раньше риторика представителей Украины и РФ носила характер взаимных обвинений, то в нынешней ситуации чиновники устроили соревнование, кто сильнее нарушит причинно-следственные связи. Так что насчет "никогда мы не будем братьями" — сильно не о том. Были и есть. По разуму так точно.
Он меня так хочет, как я его стесняюсь
Итак, диспозиция. "Нафтогаз" и "Газпром" находятся в состоянии арбитражного разбирательства в Стокгольме, по всем пунктам газовых взаимоотношений. При этом регулярно подписывают допсоглашения на зимний период. Очень просят европейские партнеры. Причем настаивают и беспрецедентно давят. И на тех и на других. Отопительный сезон и транзит в ЕС — это вам не "безвизовый режим". Европейские буржуа ждать не будут. Не поймут. Это прекрасно понимают чиновники в Берлине, Париже и Милане. Потому и нагибают братьев-славян во избежание евромайдана у Бранденбургских ворот, предлагая взамен перспективы. Кому членства и финансовой поддержки, кому Северного потока-2 и схем обхода санкций. И ведутся братья-славяне как дети на конфетку.
А потом начинается самое интересное. Надо же собственному электорату разъяснять позицию. И тут в ход идут невиданные кульбиты, поскольку обязательно должна быть наша "перемога" против их "зрады". Поэтому если "Газпром" традиционно протягивает руку помощи и подставляет плечо братскому народу, то "Нафтогаз" вынужден быть более изобретательным и как та девушка в анекдоте, начинает с "нет" и через "может быть" с тяжелым вздохом соглашается. Вот к примеру.
В конце октября глава НАК г-н Коболев заявляет, что "я думаю, что в 2016 году можно будет, смело сказать, что мы сможем полностью обойтись без российского газа". Спустя неделю, ему в унисон вторит премьер Яценюк: "Мы избавились от газовых олигархов и полной зависимости от Российской Федерации в поставках газа". Подождав еще месяц, не изменится ли чего, в эфир выходит Министр энергетики Украины Владимир Демчишин и произносит сакральную фразу: "Либо россияне предложат цену ниже 200 долл., либо они не смогут его нам продавать". Сказано — сделано. На Берлин, как говорится, где самое оно отправить главу "Нафтогаза" провести рабочую встречу с руководством Газпрома. Где, как сказано в сообщении "Нафтогаза", "стороны обсудили вопросы условий закупки "Нафтогазом" российского газа в первом квартале следующего года и обеспечения бесперебойных поставок газа в Европу". Главное — никакого когнитивного диссонанса: и "подставили-протянули", и на "зрадили", и запас на зиму глядишь, пополним, и транзит сохраним к удовольствию европейских партнеров.
Вы — самое слабое звено
В апреле этого года, глава "Газпрома" Алексей Миллер, выступая на конференции "Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности" заявил, что "газотранспортная система Украины — слабое звено, самое слабое звено, которое есть на сегодняшний день в наших с вами взаимоотношениях. Газотранспортная система Украины таит в себе на самом деле невероятно высокий конфронтационный потенциал".
Но, даже не это стало главным в выступлении главы Газпрома. Без каких-либо колебаний, Миллер заявил, что все трубопроводные проекты "Газпрома" — это маршруты транзита газа в обход Украины. "Я хочу сказать, что обвинения в отношении того, что вдруг ни с того ни с сего Украину стали обходить, стали снимать транзитные объемы — чуть ли это не произошло прямо сегодня. Совершенно нет. Проект "Турецкий поток" не является первым. Самым первым проектом обхода Украины был проект "Ямал — Европа" вместе с нашими польскими партнерами. Именно "Ямал — Европа" — это первый проект по обходу Украины. Вторым проектом был "Голубой поток" на Турцию вместе с нашими итальянскими партнерами. И в этой связи "Турецкий поток" с точки зрения обхода Украины как транзитной страны вообще не является чем-то новым".
Впрочем, как показало дальнейшее развитие событий с Турецким потоком не сложилось, зато достаточно активно начал продвигаться проект "Северного потока-2", о котором мы упоминали ранее. Нужно понимать, что Германия кровно заинтересована в реализации данного проекта, поскольку это даст ей возможность стать крупнейшим газовым узлом в Европе, как по объемам перевалки газа, так и по маршрутам его распределения вплоть до Севера Италии. Ну и дополнительный стимул для Кремля "быть хорошим мальчиком" и не задирать американских друзей в Ближневосточной подворотне.
Но опять же встал вопрос как правильно донести до своего электората все происходящее, дабы все было "comme il faut". Как всегда, все гениальное — просто. "Газпром" в декабре отчитался о росте экспорта газа в Европу до уровня рекордных показателей. Мол, при такой динамике, "Северный поток" — это наше все и другого не надо. А вот с Украиной как всегда беда. Хранилища пустеют, трубы ржавеют, потому европейским партнерам надо пошевелиться и прекратить манипуляции с вопросами транзита и северного маршрута.
Немногим ранее, Андрей Коболев обозначил позицию Украины в вопросах транзита. "За последние полтора года мы показали, что можем обеспечивать бесперебойный транзит российского газа независимо от того, поставляется он для Украины или нет, и в летний, и в зимний сезон. В это время в прошлом году мы не закупали российский газ при меньших запасах газа в наших подземных газохранилищах и меньших возможностях для импорта газа из ЕС. Насколько нам известно, и "Газпром", и его клиенты довольны качеством и надежностью наших услуг по транзиту".
Но, дабы не остаться в долгу и убрать пастораль из взаимоотношений веру в их в рамки взаимной неприязни, Антимонопольный комитет Украины опубликовал предварительные выводы о том, что "Газпром" занимает монопольное положение на рынке транзитных услуг Украины, начиная с 2009 года. Ну и традиционно: нарушал, игнорировал, дискриминировал и монополизировал. В общем, разводил азиатщину на реформированном по европейским образцам украинском газовом рынке.
Правда, все это пока предварительно, а решение будет как-нибудь потом. Оно и понятно, потому как дальше очерченных европейскими партнерами границ обвинений ни-ни. Там как раз хорошо помнят эксперименты последних 10 лет, особенно, в морозные годы. А потому шоу должно проходить ровно до Западной границы Украины и никак не затрагивать интересы сценаристов из ЕС. А потому неопределенность в вопросе газовой зависимости от России и маршрутов транзита газа в обход Украины будет сохраняться до тех пор, пока участники эксперимента не захотят открыть крышку ящика газовых проблем и перестать жить в режиме взаимоисключения.