Янина Соколовская, политэксперт
Моя подруга, долго проработавшая в УПЦ и уволившаяся после смерти ее предстоятеля митрополита Владимира, назвала произошедшее "самоубийством церкви". Известный киевский политолог спорил со мной до хрипоты, доказывая, что этим невставанием церковь совершила гражданский подвиг и выразила протест братоубийству на Донбассе.
Мои друзья, занимающиеся урегулированием в этом самом регионе, говорят о том, что лучше бы делегации УПЦ вообще не ходить на парламентское собрание, посвященное Дню Победы, не становиться во фронду к руководству Украины и пережить келейно сложные времена. Тем более, что шансы не испортить отношения с украинским руководством у УПЦ высоки, как никогда – впервые президент Украины не только прихожанин, но и диакон УПЦ.
Во времена руководства церковью митрополита Владимира она получила небывалые преференции от РПЦ, создала фактическую автокефалию и без преувеличения стала главенствующей в РПЦ, так как украинская делегация – самая большая, а ее голосование – определяющее.
Ставший после смерти митрополита Владимира на киевскую кафедру митрополит Онуфрий – монах, далекий, в отличие от предшественника, от мирской жизни, но при этом – человек проукраинский и даже прозападный. Именно он благодаря хорошему знанию не только иностранных языков, но и обычаев, добился объединения зарубежной Русской православной церкви с РПЦ. До появления в этом процессе митрополита Онуфрия это дело казалось практически невыполнимым.
Ни один из князей украинской церкви не родился русскоязычном регионе. Все они — выходцы с Западной Украины и по рождению носители ее традиций.
Митрополит Онуфрий (в миру Орест Березовский) - уроженец Черновицкой области, закончил Московскую духовную академию, был настоятелем Спасо-Преображенского храма возле знаменитого Переделкино, стал благочинным Троице- Лавры, затем был отправлен на Западную Украину, в Почаев, где стал наместником лавры. В 2000-ом году стал митрополитом и местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры. Митрополита Онуфрия заранее называли продолжателем дела митрополита Владимира, сумевшего расширить присутствие УПЦ с четырех духовные семинарий и академий до 15-ти, с 5 000 приходов до 10 500, с 32-х монастырей до 160-ти.
В связи с его отдаленностью от политики, он делает заявления, шокирующие граждан. Он высказался против движения Украины в Евросоюз, так как там "отошли от Христа, а нам надо держаться тех, кто Христа исповедует". А когда в Киеве 9 мая объявили Днем скорби, митрополит Онуфрий сказал, что это День празднования Победы "добра над злом".
Его соратник, 47-летний митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Иван Паканич) — один из самых молодых представителей украинского священноначалия. Он также уроженец Западной Украины – Закарпатья, и также выпускник Московской духовной академии. Был ее преподавателем и помощником ректора, а в 2002 году попросил о переводе в Украину. Стал заведовать канцелярией Киево-Печерской лавры.
64-летний митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Роман Шукало) также родился на Западе Украины, во Львове, закончил Одесскую и Московскую духовные семинарии, служил в Луганске, Ивано-Франковске и Херсоне, затем был назначен в Донецк.
Его доклад Синоду о бедствующих на Донбассе и церковной помощи им длился более трех часов. И это не разговоры, а конкретные люди и цифры.
Митрополит Иларион стал одним из тех владык, которые воспрепятствовали уходу священников УПЦ с Донбасса, из зоны АТО. Он благословил вывезти семьи, а самим вернуться и быть с народом, когда он в несчастье и ему выехать некуда.
Люди церкви рассказывали мне, что "в начале конфликта на Донбассе из зоны обстрелов бежали священники вместе с семьями и прихожанами. Часть — на российскую территорию, часть – на украинскую". Затем митрополит Илларион заявил, что он, рожденный во Львове, мог бы туда вернуться, но остается с паствой. В итоге священники вернулись на приходы, оставив семьи вне зоны боевых действий. Бежавшими оказались 7 луганских и 5 донецких священников, на них наложен церковный запрет.
Несмотря на откровенное неприятие УПЦ нынешней гибридной войны, в зоне АТО на Донбассе служат 1300 священников на 1000 приходах, хотя 60 разрушены и многие восстановлению не подлежат. Прихожане сокрушаются по этому поводу: храмы-то все новые, недавно отсроенные, потому что после богоборческих времен на Донбассе старых церквей не осталось. Теперь придется строить заново, но где на это деньги взять? В стране-то кризис.
Сейчас владыки по нескольку раз в день пересекают разделительную фронтовую линию, потому что приходы УПЦ остались с обеих сторон. Ругаются на блокпостах, прячутся в подвалах от обстрелов, страдают от бандитизма на дорогах. Трое священников УПЦ за время АТО погибли — под обстрелами.
"Нашей церкви ничто не угрожает", — смиренно и уверенно говорит мне митрополит Павел, наместник Киево-Печерской лавры. Хоть сейчас доходы монастыря сократились, он продолжает и ремонты, и реставрации. Митрополит Павел говорит на украинском языке, он – человек из украинского села, любимой песней которого осталась "Била хата в саду", в которой – любовь и жизнь украинского народа.
Глава УПЦ митрополит Онуфрий говорит на русском и украинском, послания пастве составляет на украинском, а реформированный при митрополите Владимире устав УПЦ отмечает, что она – Церковь украинского народа. Во многих храмах УПЦ теперь молятся не на церковно-славянском, а на украинском языке. Церковь продолжает диалог об объединении с другими православными церквями.
Впервые за долгое время мнение предстоятеля УПЦ совпало с высказыванием Папы Римского Франциска. Он назвал АТО на Донбассе "чудовищным братоубийственным насилием". Так он напомнил, что братоубийство — смертный грех и "печать Каина".
"Братья и сестры, когда я слышу слова "победа" или "поражение", я чувствую в сердце сильную боль и большую печаль. Это неправильные слова. Единственно правильное слово — "мир".
Я думаю о вас, украинские братья и сестры. Ведь это война между христианами! Все вы имеете одно и то же крещение! Вы воюете христиане с христианами. Подумайте об этом позоре. Молитва — это наш протест во время войны".
Оба "крыла" Церкви Христовой — православное и католическое — показали солидарную точку зрения на постигшую Украину беду, — заявили по этому поводу в УПЦ.
На слова Ватикана и Киева немедля откликнулся Львов, развесивший плакаты "Мы победим войну постом и молитвой". Церковь вновь объединила страну, ее украинский изнуренный мир.