наверх
03.05.202400:22
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бюджетный насос 2015 опустошит экономику и кошельки граждан

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )2793100
Бюджет 2015, до его принятия, часто называли "бюджетом реформ". Причем, каждый имел в виде что-то свое.

Юрий Гаврилечко, эксперт "Фонда общественной безопасности"

Реальность опровергла надежды и ожидания сторонников реформаторства. Никаких новых реформ в Бюджете-2015 нет. Если не считать таковыми повышение налогов и введение сборов с бедных и нищих.

Однокоренные со словом реформы слова встречаются в тексте бюджета 4 раза: два в ст. 11, где идет речь о продаже оружия и имущества Вооруженных Сил Украины для наполнения специального фонда бюджета и два раза в ст.25, предоставляющей Кабмину полномочия в "ручном режиме", без согласования даже с Бюджетным Комитетом Верховной Рады изменять объемы расходов, предусмотренных по бюджетной программе "Реализация мероприятий по проведению административной реформы". Очевидно, именно эта реформа и будет продолжена в 2015 году. И все.

Читайте также: Бюджет и налоги: депутаты только сейчас поняли, за что проголосовали

Спустя полмесяца после принятия, полный текст госбюджета со всеми дополнениями (бюджетной росписью) так и не обнародован. Но есть текст бюджета и пояснительной записки, которые позволяют сделать вполне очевидные выводы о том, на что бюджет будет ориентирован. А ориентирован он будет на усиление фискального давления на доходы физических лиц и, частично, предприятий (в основном – представителей малого и среднего бизнеса).

Чего опасаться работающим и пенсионерам:

— введения прогрессивной модели налогообложения доходов физических лиц;
— повышения ставки налога для пассивных доходов физических лиц с 15% до 20%;
— продления срока применения военного сбора и расширения базы налогообложения военным сбором;
— налогообложения наследства (от этой нормы пока чиновники открещиваются, но так как она есть в пояснительной записке в бюджету – её будут "продавливать" через парламент);
— снижения порога налогообложения пенсий (ранее государство крало деньги пенсионеров с размера пенсионных выплат в 10 тыс грн, а сейчас – с 3 654 грн);
— отмены льготной ставки налогообложения для шахтеров (10%).

Между прочим, с работающих в этом году планируется собрать на 20% больше налогов, чем в прошлом. И это при том, что базовые социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальная зарплата, минимальная пенсия) до 1 декабря 2015 года остаются на уровне 2013 года. То есть, ни малейших предпосылок для роста зарплат нет. Сказки о том, что после снижения размеров Единого социального взноса и увеличении штрафных санкций за "черные зарплаты" все резко перестанут получать деньги в конвертах и бизнес выведет оплату труда из тени, пусть остаются на совести сказочников.

Чем грозит бюджет бизнесу:

— включением в перечень подакцизных товаров электрической энергии, в результате чего отменяется сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;
— введением акцизного налога с реализации через розничную торговую сеть алкогольных напитков, табачных изделий и топлива. Ставка налога будет устанавливаться местными органами власти в размере от 2% до 5% от объема реализации. (Проще говоря, с 1 января 2015 года вводится налог с розничного оборота этих видов товаров);
— пропорциональным повышением ставок акцизного налога на бензин, дизтопливо, сжиженный газ за счет отмены экологического налога. (Именно поэтому, несмотря на снижение цен на нефть на мировом рынке, стоимость топлива в Украине будет расти даже вне зависимости от девальвации гривны);

— установлением единой ставки акцизного налога на сигареты с фильтром и без фильтра путем повышения ставки на сигареты без фильтра до уровня ставок на сигареты с фильтром;
— повышением ставок акцизного налога на транспортные средства и включение в перечень подакцизных товаров грузовых автомобилей и автобусов с целью компенсации отмены сбора за первую регистрацию транспортных средств;
— уплаты ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль в размере 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный год;
— повышения рентной платы;
— обязательного использования кассовых аппаратов для единогналожников, кроме торгующих на базарах и т.д.

Особенности бюджетной децентрализации

С цифрами новые министры или не в ладу, или просто не понимают, о чем говорят. К примеру, делясь информацией о том, что даст регионам бюджетная децентрализация, глава Минфина на свой странице в социальной сети заявила, что те получат 45 млрд гривен дополнительных ресурсов, которые местные власти смогут направлять на решение насущных проблем своих населенных пунктов. Ради этого правительство передает в распоряжение местным бюджетам 10% налога на прибыль предприятий, 100% государственной пошлины, 100% платы за предоставление административных услуг, 80% экологического налога, акциз с розничных продаж, 25% платы за недра, сбор с владельцев квадратных метров жилья, единый налог, налог на прибыль коммунальных предприятий и т.д.

Казалось бы, где тут подвох, ведь 45 млрд – это приличная сумма. Но… только на первый взгляд. В реальности, местные бюджеты за счет переданных им возможностей, будут в основном, компенсировать потери от снижения поступлений от доходов физических лиц и попробуют пограбить местных же мелких предпринимателей и бюджетников. Напомню, что Бюджетом-2014 было предусмотрено следующее распределение собранных налогов на доходы физлиц:  из общей суммы сборов в размере 79,612 млрд грн в местные бюджеты должно было попасть 71,134 млрд грн, а в госбюджет 8,478 млрд грн. В нынешнем, 2015 году, ситуация следующая: планируется собрать  95,548 млрд грн (то есть на 16 млрд грн больше, чем в прошлом году), и передать в местные бюджеты – 53,222 млрд грн (на 18 млрд меньше, чем 2014 году), а в государственный бюджет – 42,326 млрд грн (на 34 млрд грн больше, чем в 2014).

Относительно размера части налога на прибыль предприятий, уточню: в этом году планируется собрать 37,12 млрд грн (в 2014 – 49,435 млрд грн) и передать в общий фонд местных бюджетов 3,547 млрд грн. Нехитрый расчет на уровне знаний арифметики в начальной школе показывает, что для получения дополнительных 45 млрд грн в местные бюджеты, потребуется выжать из госпошлин, админуслуг, владельцев квартир, единоналожников и коммунальных предприятий – порядка 60 млрд грн дополнительно к тем показателям, которые были в 2014 году.

Напомню, что в Бюджете-2014 планировалось получить от экологического налога около 4 млрд грн, порядка 4,5 млрд грн от админсборов и около 20 млрд грн в виде поступлений от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству. Но доходы от последнего шли в спецфонд, так как это не столько расчетная, сколько прогнозная величина. Но даже если все это будет собрано и уйдет в местные бюджеты, остается еще примерно 30 млрд грн, которые должны компенсировать мелкие предприниматели и собственники квартир и домов. При сохранении тенденции на спад в экономике и использовании для расчетов зарплат и пенсий социальных стандартов 2013 года, шансов на рост налоговых поступлений от мелкого бизнеса нет. Значит, остаются лишь владельцы квадратных метров…

Более детально, на данный момент, анализировать бюджет не имеет смысла. Появится роспись – тогда можно будет делать выводы и на ее основе. Ни малейшей уверенности в том, что принятый 29 декабря 2014 года документ и то, что обнародуют в будущем (надеюсь, не отдаленном) являются одним и тем же, полным текстом Бюджета-2015 у меня нет. Зато есть абсолютная уверенность в том, что этот бюджет не будет выполнен, и изменения в него начнут вносить уже весной, если не раньше.

Самое читаемое
    Темы дня