Алексей Першко
5-й Одесский Международный кинофестиваль, завершивший свою работу 19 июля сдержанной и корректной церемонией закрытия, продемонстрировал неслучайность своего появления на фестивальной карте Европы и мира.
Об этом убедительно свидетельствуют и количественные показатели (более 80 лент в официальной программе, высокая посещаемость), так и качественные критерии, смысловое его наполнение. С аншлагами проходили не только показы громких фильмов, среди которых фестивальные хиты ("Черный уголь, тонкий лед" китайца Йинаня Дяо, "Зимняя спячка" живого турецкого классика Нури Бильге Джейлана, "Отрочество" американца Ричарда Линклейтера), и украинские ленты – "Поводырь" Олеся Санина, на финальных титрах которого не смолкали овации, "Майдан" Сергея Лозницы, на показе которого зрители стоя пели украинский гимн вместе с людьми на экране.
Залы были переполнены и на многочисленных мастер-классах, среди которых отметим Сергея Лозницу, пояснившего ограничения, которые накладывает на автора документальное кино, Виталия Манского, Даррена Аронофски, присоединившегося к одесской публике по скайпу. Одесситы и гости города насладились показами на открытом воздухе, которые уже вполне можно считать отдельным социологическим феноменом: в сопровождении живой музыки в исполнении Симфонического оркестра Одесской Филармонии Альфред Хичкок на Потемкинской лестнице своим фильмом "Шантаж" в очередной раз доказал право считаться одним из величайших режиссеров в истории мирового кинематографа; классику приключенческого кино – ленту "Фантомас" Луи Фейяда – перед публикой на Ланжероновском спуске озвучивал французский диджей Радиоманталь.
Высоким в очередной (уже – пятый) раз продемонстрировали и фильмы главной конкурсной программы: за исключением двух откровенных разочарований (ленты "Поле для собак" поляка Леха Маевского и "Моя русалка, моя Лореляй", режиссер которого Нана Джорджадзе продемонстрировала не только значительное отставание от понимания современных тенденций мирового кино, но и определенную утерю некогда высоких режиссерских навыков) авторы остальных лент показали и моральную обеспокоенность реалиями современного мира, и глубокую заинтересованность в человеческих условиях, и умение препарировать все это средствами киноязыка.
Более того, многие из конкурсных лент вполне могут обрести и значительную популярность у зрителя: среди них, в первую очередь, отметим "Звезду" россиянки Анны Меликян, обладателя главного приза жюри 5-го ОМКФ – грузинско-украинскую ленту "Свидание вслепую" Левана Когуашвили – и лауреата Гран-При фестиваля, определяемого по результатам зрительского голосования – израильскую драмеди "Мотивации ноль" Талии Лави.
6-й Одесский Международный Кинофестиваль пройдет с 10 июля по 18 июля 2016 года.
Полный список лауреатов
Жюри Международной Ассоциации Кинопрессы (FIPRESCI)
Полнометражный конкурс
Главный приз – "Зеленая кофта", реж. Владимир Тихий, Украина
Специальное упоминание: "Сумерки", реж. Валентин Васянович
Короткометражный конкурс
Главный приз: "Балажер. Корректировка реальности", реж. Леся Кордонец, Украина-Швейцария
Специальное упоминание: "Листопад", реж. Мария Кондакова
Национальная конкурсная программа. Полный метр
"Золотой Дюк" — "Сумерки", реж. Валентин Васянович
Лучшие актерские работы, ex-equo:
Станислав Боклан, "Поводырь", реж. Олесь Санин
Усан Чакир, "Люби меня", реж. Марина Эр Горбач, Мехмет Багадир Эр
Специальные дипломы жюри:
За художественное решение – "Поводырь", реж. Олесь Санин
За режиссуру – Владимир Тихий, "Зеленая кофта"
За фильм – "Люби меня", реж. Марина Эр Горбач, Мехмет Багадир Эр
Национальная конкурсная программа. Короткий метр
"Золотой Дюк" — "Листопад", реж. Марина Кондакова
Большое Жюри
Лучший фильм – "Свидание вслепую", реж. Леван Когуашвили, Грузия-Украина
Лучшая режиссура – "Черный уголь, тонкий лед", реж. Йинань Дяо, Китай
Лучшая актерская работа – Анжелика Литценбургер, Party Girl, реж. Мари Амашукели, Клер Бюргер, Самюель Тейс, Франция
Дипломы:
Фильму "Гуерос", реж. Алонсо Руиспаласиос, Мексика
Актрисе Тине Далакишвили, "Звезда", реж. Анна Меликян, Россия
Гран-При (по результатам зрительского голосования)
"Мотивации ноль", реж. Талия Лави, Израиль