Анна Балева, обозреватель
Законопроект предусматривает определить основные принципы создания и ведения Единого госреестра, урегулировать вопрос ведения воинского учета военнообязанных, который будет осуществляться не только на бумажных учетных карточках, но и в электронном виде — в единой централизованной базе данных.
Читайте также: Смутное бессилие Порошенко. Эксперты подвели итоги недели
При создании реестра планируется использовать существующие базы данных Вооруженных сил Украины, Государственной пограничной службы Украины, Министерства образования и других органов госвласти.
Ранее этот законопроект вызвал критику среди профессионалов. Так, Сергей Нестеренко консультант по информационно-психологической безопасности, шеф-редактор интернет-журнала "Безопасность и Закон" отмечал следующие угрозы, которые несет этот законопроект для граждан Украины. "Главный фактор риска – это сосредоточенность в одном месте огромного количестве сведений практически о каждом гражданине возрастом от 17 до 60 лет".
Эти риски не устранены до сих пор. Согласно ч. 1 ст. 7 этого законопроекта к персональным данным военнообязанного, которые должны быть внесены в реестр, относится: фамилия, собственное имя (все собственные имена), отчество (при наличии), дата рождения, место рождения, пол, место проживания и место пребывания, сведения о родителях (усыновителях), опекунах или попечителях или других представителях (фамилия, имя, отчество и дата рождения), реквизиты паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за рубеж (серия, номер, дата выдачи, орган, который выдал, срок действия), сведения о документах, подтверждающих смерть лица или признания его умершим или без вести пропавшим, сведения о занятости (код предприятия, место работы, должность), регистрационный номер учетной карты налогоплательщика, оцифрованная фотография военнообязанного, сведения о дате выезда за границу Украины и дату возвращения на территорию Украины, сведения об образовании и специальности.
Читайте также: Все, что нужно знать об осеннем призыве. Комментарий Минобороны
Помимо этих данных в реестре отображается и финансовая информация. Так, центральный орган исполнительной власти, который формирует и ведет Государственный реестр физицеских лиц-налогоплательщиков, по запросу распорядителя реестра военнообязанных подает сведения относительно соответствия данных военнообязанного (призывника) существующим учетным данным о регистрационном номере учтенной карты налогоплательщика, серию и номер паспорта (для физических лиц), которые имеют отметку в паспорте о праве совершать какие-либо платежи согласно серии и номера паспорта.
Сергей Нестеренко отмечает: "Дело в том, что личные данные сегодня являются предметом охоты хакеров во всем мире. Как по заказу, так и просто вслепую — чтобы выложить эти базы данных на продажу в так называемом «черном интернете». Кража личности — это преступление, которое как цунами накатывает на мир. А такого лакомого кусочка, где будет собрано так много личной информации, пожалуй, пока что не найти во всем Интернете. Поэтому практически нет сомнений в том, что криминальные киберсиндикаты и черные хакеры-одиночки из разных стран сделают все, чтобы получить доступ к реестру. В результате данные ничего не подозревающих граждан Украины — причем независимо от их социального статуса и уровня власти — будут использоваться в преступных махинациях.
Смотрите также: Встреча Порошенко и военных в зоне АТО
В свою очередь, представители украинского криминалитета, не отягощенные хакерскими навыками смогут получить доступ к данным своих конкурентов или потенциальных жертв просто подобрав нужный "ключик" к сотруднику райвоенкомата. Информация может быть использована и для шантажа, в том числе и в политических целях. Впрочем, если учесть, что и в самом Минобороны признают, что "не все представители военкоматов старше 40 обладают достаточной компьютерной грамотностью", то пароли доступа могут быть получены даже незаметно для военкомов — у хакеров для этого технологий с избытком".
На сегодняшний день проблемы, на которые указывает эксперт, так и не устранены. Сам законопроект принят за основу. Значит ли это то, что власть вовсе не заботится о безопасности рядовых граждан? Или это свидетельствует о том, что законопроект должным образом не был проработан, не были учтены все замечания специалистов в области права и компьютерной безопасности, и причиной этому – низкий уровень юридической грамотности авторов законопроекта? В любом случае, создание такого реестра повлечет за собой гораздо больше проблем для рядовых украинцев, нежели положительно повлияет на обороноспособность Украины.