наверх
27.04.202405:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Главные за вчера: мусор Садового, тарифы НКРЭКУ и децентрализация Парубия

Невыносимый мусор Львова (366)

(обновлено: )655
Почему Львов превратился в горячую точку, насколько обоснованы новые тарифы на тепло, горячую воду, о какой децентрализации говорил спикер Андрей Парубий. Вопросы прокомментировала директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко.

Утром, 9 июня, на площади Рынок под львовской ратушей, где проходило заседание городского совета, собрались горожане сразу на несколько пикетов. Позже протесты переросли в столкновения между активистами и правоохранителями.

НКРЭКУ повысила тарифы на тепло для населения почти вдвое с 1 июля. По мнению регулятора, новая цена является самой низкой на рынке.

Председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий допустил перезапуск реформы децентрализации. По его словам, нужно изъять пункт об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донбасса и повторно направить документ в Конституционный суд.

Кабинет министров снял ограничения на размер зарплат чиновников и смягчил ограничения расходов на содержание госучреждений.

Читайте также: Конфликт с Садовым. Спецкор: во Львове все только начинается

Ключевые события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко.

Ради чего или против чего львовяне сегодня под ратушей собирались?

- Я думаю, что главная, все-таки, причина — это то, что происходит на свалке. И то, что город, по сути, задымлен, и то, что люди ждут от городских властей решения насущной проблемы, но ее пока не предвидится.

Какое решение может быть?

— Эта проблема комплексная, потому что там огромная территория под отходами, которые, в общем-то, никуда не вывозятся, никак не утилизируются. Люди хотят жить в нормальном городе, и это нормально, что они требуют у власти решения этой проблемы. Но пугает другое. Пугает то, что, кроме того, чтобы прислать туда гвардейцев Нацгвардии или милицию из Винницы, власть, в общем-то, и центральная, и городская, больше ничего не придумала. Создается впечатление, что ситуация уже настолько не контролируется и не только во Львове, что кроме, как показывать людям какие-то силовые методы запрета выходить на демонстрации и добиваться своих прав, других креативных решения у демократической власти не назрело.

По-вашему, это пока только демонстрация силы и знак того, что местные власти не хотят решать проблему?

— К сожалению, это демонстрация неуправляемости ситуации. Вот на таких частных случаях. Это похоже на системную катастрофу, системную неуправляемость, с которой никто ничего не может поделать. Единственное решение, которое принимается, это запугивание граждан: не выходите, не вздумайте что-то штурмовать, не вздумайте переходить к анархии. Вот единственный посыл, который я сегодня увидела.

Это правильный посыл? Есть же демократическое право на свободу собраний.

— Они мало того, что демократические, они закреплены в украинской Конституции, в большинстве международных норм, в декларациях прав человека. Но, все-таки, к решению той конкретной проблемы это не имеет вообще никакого отношения.

НКРЭКУ повысила тарифы на тепло для населения почти вдвое с июля. По мнению регулятора, новая цена является самой низкой на рынке. Чего нам ждать от повышения – неприятностей, неплатежей или найдутся политики, которые оседлают эту тему и мы увидим, что можно это решение изменить?

— Конечно, как правительство принимает решение, так оно может и изменить, но под давление МВФ, которое требует показать источники возврата денежных средств. Это решение было принято еще предыдущим правительством. Этим правительством оно просто выполняется и показывается, что Украина отвечает за те решения, что берет на себя вне зависимости от того, какая фамилия премьера. Что касается последствий. Новые изменения в судоустройство предполагают введение института частных судебных исполнителей. Это значит, что если квартира будет арестована за долги, они начинают арестовываться с тысячи или двух тысяч гривен.

Если мы дойдем до подобных судебных решений, если будет тотальная неоплата, что скажут политики? Тимошенко уже высказалась.

— Тимошенко — да, и мер Киева Виталий Кличко. Я думаю, что это не единственные, кто высказался, и большинство оппозиционных политиков, я думаю, займут такую же позицию.

Виталий Кличко уже тоже оппозиционный политик?

- Виталий Кличко после ухода с лидерства в президентской партии немножко чувствует себя меньше политиком, больше лидером местной общины, поэтому вынужден защищать ее права и вынужден делать такие заявления, которые идут вразрез государственной позиции и вразрез позиции правительства. Поэтому это функциональный конфликт, а не политический. Это конфликт градоначальника, а не правительства.

Оппозиционные политики будут говорить, что это плохо.

— Я думаю, будут судебные решения, которые будут останавливать решение Национальной комиссии.

Как долго нам этого ждать?

— А вот мы проверим. Кто подаст обоснованные иски и хотя бы начнет движение судопроизводства по судебной системе – первая инстанция, апелляция, кассация и прочее, а кто будет разговаривать, как страшно жить, говорить о рейтингах своих и президентских. Вот мы и посмотрим, кто патриот.

Одно издание написало, что председатель ВР Андрей Парубий поддержал идею об исключении из изменений в Конституцию относительно децентрализации нормы об особом порядке местного самоуправления на Донбассе. Еще один заголовок: "Изъять из проекта изменений в Конституцию по децентрализации норму об особом порядке местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей нельзя". О чем говорил Андрей Парубий?

— На днях его коллега по НФ министр Аваков высказал это предположение, что надо было разделить децентрализацию и особый статус самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Почему-то НФ именно лоббирует все, что связано с тем, чтобы не начать выполнять Минские соглашения. Я не знаю, по какой причине именно этой политической силе приходиться все время говорить о том, что неуступки по Минским соглашениям — это то, что спасет Украину. Почему-то продолжение ситуации в том виде, в котором она есть, интересует эту политическую силу. Соответственно, Андрей Парубий поддержал своего коллегу и сказал, что, наверное, он рассуждал о том, как это можно сделать.

Изъять из общего закона по реформе децентрализации именно этот спорный момент с особым статусом управления отдельными районами Донецкой и Луганской области?

- Точнее, скорее всего, он говорил об одном законопроекте, потому что выполнения Минских соглашений и предоставление отдельного режима самоуправления этим районам Луганской и Донецкой области почему-то не выгодно НФ. То есть, он говорил о том, что названа в президентском законопроекте децентрализация, хотя на самом деле оно этим не является. И о том, что уже пора бы, в общем-то, ее проголосовать. Иначе очень неудобно получается, что с таким трудом сломали парламент через колено по реформе судоустройства, а это позорное неголосование по децентрализации дискредитирует власть и говорит о том, что ее инициативы не соответствуют настроениям парламента.

Как вы относитесь к идее изъять из изменений в Конституцию эту норму?

— Я не готова оценивать идею Авакова на предмет ее соответствия Минским соглашениям, потому что она не соответствует. Есть еще и такой подход в кулуарах: нет этих отдельных районов — нет проблемы. Нет ДНР и ЛНР в составе Украины, нет никакой проблемы. И, возможно, я могу только предполагать, но очень похоже, что то, что лоббирует НФ, каким-то образом напоминает эту позицию. Поэтому я думаю, что уже даже те бы корявые изменения в Конституцию, которые президентом названы децентрализацией, хотя бы их через парламент продавили. Но 80 депутатов НФ, очевидно, в ультимативном порядке говорят, что мы эти голоса не дадим.

Кабмин снял ограничения на размер зарплат чиновников и смягчил ограничения расходов на содержание госучреждений. Что нам в этой новости нужно учесть?

— Я думаю, что речь идет о том, чтобы были тарифные сетки, где были жестко расписаны оклады, а сейчас каждому органу разрешили в рамках выделенных средств перераспределять эти средства зарплатного фонда между оставшимися чиновниками.

То есть ограничение будет в том, сколько денег выделят на то или иное…

— Да. Логика была, очевидно, в том, чтобы два года назад дерзкое правительство реформаторов Яценюка обещало сократить чиновников, а в итоге это количество выросло. Есть, конечно, повод для коррупции. То есть как руководители этих органов будут перераспределять освободившиеся из-за уволенных или сокращенных людей средства, мы не знаем. Хотя каждый день слышим не о том, что сокращается аппарат чиновников, а о том, что у нас создаются новые министерства и новые органы по борьбе с коррупцией, новые евроинтеграционные.

То есть бюджет Украины может позволить содержать себе все это?

— Если бюджет Украины может себе позволить при себестоимости добычи украинского газа порядка 50 долларов брать с населения во много раз больше и откровенно говорить, что это все идет на зарплаты структуры "Нафтогаза", то почему мы не можем другого себе позволить?

Снятие ограничения на зарплаты чиновников и возможность перераспределить выделенные деньги на обновление инфраструктуры, закупки мебели, бытового оборудования, это больше позитив или негатив?

— За этим должны следить уполномоченные органы – казначейство, Счетная палата, прокуратура, налоговая, чтобы эти деньги использовались по целевому назначению, чтобы не нарушалась статья 210 Уголовного кодекса о бюджетном нецелевом использовании, поэтому у меня только такие подозрения могут быть.

А общественный контроль может помочь? Или общественности не будут показывать бюджет госучреждений?

— Смотря как сформированы эти общественные советы, кто эти люди, насколько они близки к руководителям этих структур.

Когда говорят про открытый бюджет, например, городов, это для чего делается? Для общественности, контроля?

— Это другое. Это деньги местной громады, это собранные на местах налоги, и местные советы отчитываются перед теми людьми, которые их избрали.

Но там же нет отдельной группы, которая мониторит. Там же бюджет открыт для всех.

— Но он не настолько детализован. Я говорю о том, что речь идет о любых закупках в государственных структурах. Там сразу возникают вопросы: у кого эти закупки, по каким процедурам, почему зависают эти прозрачные системы закупок, когда какие-то ненужные люди подают заявки на участие в тендерах и т.д. То есть сразу возникают вопросы: куда пойдут эти деньги, у кого эта мебель будет закуплена.

Что вам больше всего запомнилось в информационной картине?

- Я обратила на небольшую истерику из уст народных депутатов по поводу завтрашнего возможного рассмотрения Конституционным судом положений закона о люстрации. Большая вероятность того, что часть этих положений будет отменена и приведена в соответствии с Конституцией и требованиями международного права. Минюст всячески добивается, чтобы люстрировать судей, не допустить Конституционный суд до принятия этого решения. Не устраивают две нормы: люстрация судей должна происходить по отдельному закону и о том, что нет персональной ответственности за люстрированного перед законом, то есть всех люстрируют по одному критерию. Эти две нормы пугают чиновников Минюста.

Напомним, что с 1 мая население и предприятия теплокомуненерго должны платить за газ по единому тарифу — 6879 гривен за тысячу кубометров. Таким образом, Кабмин выполнил требование МВФ по внутренним ценам на газ, доведя их до уровня рыночных.

Самое читаемое
    Темы дня