Татьяна Фирсова – Бердин, специально для РИА Новости Украина
Перевал Бреннер (Бреннеро в итальянском варианте) соединяет Штубайские Альпы с Циллертальскими, австрийский Тироль с итальянской провинцией Южный Тироль. Перевал длиной около 1,4 километра является одним из ключевых автомобильных транспортных узлов западной Европы наряду с тоннелями Сен-Готард, Симплон и Мон-Сенис, фактически соединяющих юг и север Евросоюза. Бреннер — это самый важный автомобильный маршрут между Австрией и Италией.
Австрия, как и другие страны ЕС, переживает миграционный кризис. Вена ранее уже заявила, что в любое время готова восстановить на трассе пограничный контроль — в зависимости от масштабности потока беженцев. "Пока непонятно, будет ли в действительности выстроен забор длиной 400 метров. Ясно одно: альпийская республика (Австрия – Ред.) готовится начать контроль въезда из Италии. Это будет иметь разные последствия — для беженцев, для Италии, для Германии, для тех, кто едет в отпуск, для экономики", — пишет информагентство DPA.
Заявив о намерении восстановить пограничный контроль, Австрия подчеркнула, что ждет сотрудничества и от итальянской стороны. По мнению Вены, мигранты не должны бесконтрольно попадать в Австрию из Италии через Бреннер.
Италия планы соседей критикует и считает возможное восстановление пограничного контроля "выброшенными деньгами", как выразился глава МВД Италии Анджелино Альфано.
Читайте также: Эксперт: теракты в Брюсселе связаны с миграционным кризисом в ЕС
"Австрийская сторона должна быть разумной, чтобы предотвратить эту блокаду, которая будет означать колоссальный урон туризму обеих стран, импорту, экспорту и транспорту", — заявил Альфано накануне по итогам встречи с австрийским коллегой Вольфгангом Соботкой. И добавил, что Италия все же усилит проверки на автострадах и железной дороге, идущих в Бреннеро.
Со ссылкой на полицию федеральной земли Тироль немецкие СМИ сообщили, что планы выстроить пограничный забор на автобане действительно есть — он может быть длиной около 370 метров и оснащен тремя КПП.
"Очевидно, роль играют внутриполитические мотивы. После первого тура президентских выборов, когда победил представитель радикальных правых, правительство в Вене пробует свои силы в акционизме, чтобы ограничить ущерб. Но это не исправляет ситуацию, напротив. Постройка стены, разделяющей Бреннер, может стать предвестником развала Европы на фоне вопроса беженцев. Именно Бреннер. Это больше, чем один альпийский перевал. В Южном Тироле, который сто лет страдает от разделения с остальным Тиролем, отмену шлагбаума восприняли как примирительный знак после одной исторической несправедливости. Вдруг этот перевал объединил, хотя раньше разделял оба региона. Теперь появилась угроза шага назад, отыгрыша к национальному… Европа умрет, если закроется Бреннер, говорят итальянцы. Это звучит драматично и немного патетически, но довольно верно отражает суть дела", — представляет Sueddeutsche Zeitung немецкую точку зрения на вопрос. Заметка называется "Италия и Австрия: если Бреннер снова разделяет".
Автономная область на территории Италии Трентино-Альто Адидже/Южный Тироль была создана после Второй мировой войны. Сам Южный Тироль Италия аннексировала после Первой мировой. Население пытались "итальянизировать" насильно, несогласным предлагалось покинуть регион. Существовало немецкоязычное сопротивление, в том числе так называемый Комитет освобождения Южного Тироля.
Таблоид Bild пишет, что поведение Австрии непонятно, тем более что "число беженцев, которые приезжают в Австрию через Италию, в настоящее время низкое, как никогда".
"В то же время в течение месяцев число беженцев, которые из Австрии едут в Италию, напротив, растет. Только в этом году таких случаев было уже более 2 тысяч, преимущественно это пакистанцы и афганцы", — убеждена газета.
Агентство DPA в аналитическом материале на тему отмечает, что с возобновлением контроля на трассе будут пробки.
"Если трейлеры стоят в пробках, то это стоит денег. Эксперты считают, что отрасль логистики может рассчитывать на убытки примерно в 1 миллион евро в день, если транспорт на Бреннере будет стоять. Это только прямой ущерб. Косвенный ущерб будет нанесен предприятиям, которые будут ждать товаров и запчастей — и он гораздо выше", — отмечает агентство.
В частности, на автобанах на границах Германии и Австрии с введением контроля время ожидания в пробках в среднем составило до 3 часов.
Европа переживает крупнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис, вызванный, в первую очередь, рядом вооруженных конфликтов и экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки. По данным приграничного агентства ЕС Frontex, в 2015 году в Евросоюз прибыли 1,8 миллиона мигрантов. По данным МВД ФРГ, в Германию в 2015 году прибыли более одного миллиона беженцев.