наверх
05.05.202405:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Владимир Гройсман: дирижер без палочки и оркестра

(обновлено: )84850
Совещание в Верховной Раде на тему децентрализации не дало ответа на вопрос - собирается ли парламент принимать судьбоносные поправки в Конституцию. Ответам на важные для страны вопросы спикер ВР Владимир Гройсман предпочел поговорить о школах и детсадах.

Антон Степанов, РИА Новости Украина

Серьезные переговоры в Минске, от результатов которых во многом зависит решение затянувшегося конфликта на Донбассе, похоже, прошли мимо украинского парламента. На специальном совещании, посвященном вопросам децентрализации в Украине, спикер Верховной Рады Владимир Гройсман говорил о чем угодно, только не о решении проблемы непростого региона. Хотя стоило ли ожидать о бывшего мэра Винницы конкретики в глобальных вопросах государственного значения?

Дороги и тротуары

Собравшись в четверг в зале заседаний на третьем этаже здания на Грушевского 5, немногочисленные журналисты надеялись получить конкретику о том, как продвигается, и продвигается ли вообще процесс подготовки к итоговому голосованию по изменениям в Конституцию. Учитывая, что днем ранее в Минске на встрече трехсторонней контактной группы обсуждалось выполнение договоренностей, подписанных Нормандской четверкой, ожидалось, что Рада проявит хоть какую-то реакцию. Но надежды на то, что спикер рассеет туман касаемо будущего голосования, были напрасными — судя по всему, заявленная тема масштабной децентрализации в Украине у парламентариев сводится сугубо к решению вопросов "коммунального" характера.

"Сегодня органы местного самоуправления наконец-то имеют возможность самостоятельно заниматься такими важными вещами, как уборка снега, обеспечивать открытие новых групп в детских садиках", — с нескрываемой гордостью заявил руководитель законодательной власти в Украине. "Децентрализация дала возможность увеличить местные бюджеты, начать строить дороги, тротуары, ремонтировать освещение, школы. Мы запустили с вами чрезвычайно важный процесс — процесс объединения территориальных общин. И если скептики говорили о том, что это не произойдет, говорили о том, что это будет носить некий насильственный характер, то вот надежды таких скептиков не сбылись. 159 общин объединились для того, чтобы стать сильнее, чтобы получить больше средств, больше возможностей и больше ресурсов"

По словам Гройсмана, сегодня у местных советов достаточно средств, чтобы люди не ходили по скользким тротуарам. И если кто-то не верит, что это можно осуществить, он, как человек, имеющий опыт в этой сфере, готов лично показать как это делается.

Технический руководитель

Все бы хорошо, но из уст формально третьего человека в стране все-таки ожидалось услышать больше, чем досужие рассуждения о проблемах детских садиков и других общеобразовательных учреждений. Конечно, нет сомнений, что имея за плечами годы управления районным центром, Владимир Борисович получил неоценимый опыт хозяйственника-профессионала. Вместе с тем, в важные для страны моменты от спикера ВР, как представителя органа, который будет решать судьбу Донбасса в проекте изменений в Конституцию, все-таки ожидалось большего. Хотя подобное с Гройсманом происходит не впервые. Уже не раз случалось, что он, всячески избегая ответственности в тех или иных важных вопросах, пытался спрятаться за спины двух более маститых коллег Порошенко и Яценюка. Более того, за год с небольшим работы Верховной Рады восьмого созыва ее председатель так и не смог проявить себя на поприще грамотного дирижера парламентского оркестра. Помнится, один из предшественников Гройсмана Владимир Литвин был на много эффективнее на этом нелегком поприще. Сложно понять, почему, в, казалось бы, не самом тяжелом вопросе изменений в Конституцию, человек, напрямую отвечающий за предстоящую процедуру, начинает рассказывать про гололед и снегоуборочные машины. Согласитесь, спикер Верховной Рады, да еще и приближенный к президенту Петру Порошенко не может не знать, как проходят консультации по конституционным изменениям. Если же, Гройсмана просто не посвящают в процессы по-настоящему государственной важности, то возникает вопрос — чем занимается спикер на своем посту, и зачем стране, по сути, "технический" руководитель парламента.

"В отношении важных государственных инициатив, принимающихся под куполом Верховной Рады, роль Владимира Гройсмана была весьма опосредствованной. О чем говорить, если в основном, главными фигурантами выступали или президент Украины, или лидеры парламентских фракций", — говорит директор Института украинской политики Руслан Бортник. "Как ни парадоксально, но во время переговоров спикер ВР не играл определяющей роли. Плюсом Гройсмана можно назвать умение технически руководить парламентом. Его конек — многократные переголосования одного и того же вопроса, которые становятся залогом успеха. Гройсман прекрасно понимает, что конкуренция с президентом будет означать для него политическую смерть. Спикер абсолютно не самодостаточен".

Торг идет полным ходом

Демонстративная или реальная неосведомленность спикера ВР Владимира Гройсмана удивляет еще и потому, что в политических кругах уже полным ходом идет обсуждение предстоящего голосования по внесению изменений в Конституцию Украины. Решать судьбу особого порядка самоуправления на Донбассе и другие вопросы децентрализации, судя по всему, будут уже знакомым методом — с помощью политических торгов. Говорят, для того, чтобы подойти к финальному голосованию во всеоружии в Раде почти на месяц продлили зимние каникулы, и за это время добились неплохих успехов. По слухам, люди Петра Порошенко, в числе которых фигурируют фамилии депутатов пропрезидентской фракции Игоря Кононенко и Сергея Березенко потрудились на славу — в ВР имеется уже 280 депутатов, готовых поддержать правки в Конституцию. Хотя и недостающие 20 голосов вряд ли станут проблемой — уже ни для кого не секрет, что в парламенте нынешнего созыва, как и в предыдущих, все продается и все покупается. Теоретически договориться можно даже с уже заявившей о категорическом отказе голосовать фракции "Самопомич". Хотя, подобный шаг, скорее, можно назвать политическим кокетством. Учитывая, что при недавнем голосовании за Бюджет-2016, эта политсила оказалась среди проигравших, наверстать упущенное и сорвать большой куш можно будет как раз за счет согласия на Конституцию в редакции президента.

Самое читаемое
    Темы дня