наверх
03.05.202401:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реформирование экономики. Дирижеры изменений разучивают похоронный марш

Экономический кризис (833)

(обновлено: )77690
После смены власти в Украине большинство представителей частного бизнеса так и не увидели позитивных изменений в государстве, и сегодня многих из них решают главный для себя вопрос – можно ли на что-то еще надеяться, или пора паковать чемоданы?

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Арсений Яценюк, в 2014 году заняв кресло премьер-министра Украины, заявил, что в стране будут проводиться масштабные реформы с целью изменить устаревшую, неэффективную систему, доставшуюся Украине в наследство от Советского Союза. Он предупредил, что реформы будут крайне непопулярными и болезненными, и окрестил возглавляемый им Кабмин "правительством камикадзе".

Пустые обещания

Спустя полтора года после победы "революции достоинства" и смены власти украинцы так и не дождались обещанных реформ, во всяком случае, как свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения, граждане просто не замечают реформаторской деятельности "смертников из правительства".

Исключением стала лишь реформа НАК "Нафтогаз Украины", которая, по мнению специалистов, свелась лишь к семикратному повышению тарифов на газ для населения. Как свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения, других реформ граждане попросту не замечают. Единственной позитивным изменением украинцы сочли появление на улицах крупнейших городов новой полиции.

Общепризнано, что реформы предназначены для того, чтобы улучшить жизнь населения. Системные реформы проводятся для того, чтобы  улучшить бизнес-климат, привлечь инвестиции, создать новые рабочие места и, тем самым, обеспечить процветание граждан и, соответственно, государства.

Однако в Украине, несмотря на громкие заявления власти, процветает лишь коррупция. Все остальное находится в глубоком упадке: стремительно падает экономика, сокращаются реальные доходы граждан, бизнес уходит в тень.

На прошедшем в Киеве бизнес-форуме "Дирижеры изменений", участвовать в котором организаторы пригласили не только директоров крупнейших частных предприятий Украины, но и руководителей госкомпаний, а также представителей международных финансовых институтов, бизнес-элита пыталась определиться, можно ли еще надеяться на изменения к лучшему в этой стране.

"Что они здесь хотят украсть?"

Правительственные чиновники традиционно используют любые площадки, чтобы рассказать о достижениях власти на пути изменений и в очередной раз поведать украинцам, что именно им мешает обещанные реформы проводить.

Председатель правления НАК "Нафтогаз Украина" Андрей Коболев на Форуме рассказывал представителям частного бизнеса о том, что возглавляемая им компания достигла значительных успехов во внешних отношениях, и уже в 2016 году НАК сможет полностью обходиться без российского газа за счет расширения импорта из Европы и сокращения потребления в Украине. (Хотя эксперты не раз отмечали, что в отопительный сезон такое возможно только при условии теплой зимы и практически остановки промышленности, тем более, что собственная добыча газа падает).

Гораздо хуже дела у реформаторов "Нафтогаза", по словам Коболева, обстоят на внутренних фронтах.

"Есть у нас серьезная проблема в коммуникации по вопросам тарифов. Мы подаем наш годовой отчет, аудит, рассказываем, надеемся, что это как-то поможет объяснить правильность этого пути, поможет снять фактор сумасшедшего уровня недоверия, которое есть по отношению к нам и, в принципе, друг к другу в этой стране", – сообщил глава "Нафтогаза".

Кроме того, он пожаловался, что чиновники в других министерствах крайне подозрительно относятся к любым инициативам компании и априори подозревают ее в попытке построения коррупционной схемы.

"На нас смотрят, и в глазах читается: "Что они здесь хотят украсть? Не понятно. Надо проанализировать, проверить"… Это занимает огромное количество времени и в этом есть наше упущение, как я вижу – недостаток правильных коммуникаций", – посетовал Коболев.

Зарплаты чиновников поднимут в 7 раз?

Одной из причин подобного недопонимания руководитель "Нафтогаза" считает низкие зарплаты сотрудников министерств и ведомств: "Честно скажу, что гораздо проще вести переговоры с "Газпромом", чем, например, объяснить министерству финансов, зачем повышать зарплату".

Еще одни представитель исполнительной власти, первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, рассказывая бизнес-сообществу о проводимых в министерстве реформах, также назвал одной из основных проблем в его министерстве является реформа зарплат чиновников.

"Это то, что нам пока не удалось, но что очень важно сделать. Мы пытались, и в зарплатный план на следующий год, поданный в Минфин, мы заложили увеличение в 7 раз зарплат чиновников. В Минфине над нами посмеялись, но я четко понимаю, что если мы этого не сделаем, то бороться с коррупцией будет невозможно", – считает замминистра.

По его убеждению, очень важно и крайне необходимо убрать ограничения и сделать достойными зарплаты для госслужащих.

"Я абсолютно не приемлю идею немедленно увеличить заработную плату государственным чиновникам. С какой стати украинские налогоплательщики должны идти на подобного рода шаг, если вся система ненормально функционирует? Может быть вы сначала, господа, проведете реформу государственного управления, чтобы мы не видели, что есть три отдельных министерства, выполняющие одну и ту же функцию? Может быть, мы сначала определимся, какие именно функции вообще должно выполнять государство для нас, и только потом будем обращаться к бизнесу и западным партнерам с просьбой создать фонды заработной платы уже для нормальных, эффективных госслужащих?", – недоумевает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Главное – рассказать народу, как хороши высокие тарифы

В обществе растет убеждение, что во власти только имитируют борьбу с коррупцией, а реальных реформ никто не проводит.

Но у чиновников всегда находится оправдание, что реформы проводятся, просто народу нужно объяснять, почему это хорошо, и как они это почувствуют на себе, а это процесс длительный и требующий правильной коммуникации, чтобы донести до людей смысл реформ.

Однако, к глубокому сожалению реформаторов, народ упорно не желает радоваться изменениям.

"С полицией пока получается, я знаю реального человека, которому помогли поменять колесо. А в нашем бизнесе… ну как ты объяснишь человеку, что высокие тарифы – это хорошо? Тот же газ, и вдруг он стал стоить в шесть раз дороже, и все аргументы, что это рыночная цена, его не интересуют", – сокрушался Коболев.

Бизнес удивлен и расстроен

Не стоит недооценивать и роль бизнеса в реформировании страны. За последнее время доля теневой экономики растет и, по оценке исполнительного директора Международного фонда Блейзера, уже достигла около 70% ВВП Украины.

Кроме того, у нас так и не сформировался средний класс, который в цивилизованном мире принято называть людей с определенным достатком, лояльных к институтам власти. В нашей же стране при определении среднего класса ограничиваются только первой частью – государство в своей дерегуляторной деятельности пока не вызывает особого доверия.

Как считает директор по стратегии компании "Фармак" Дина Немирович, в тень уходит в основном малый бизнес.

"Там все просто, и не нужно ожидать, что будет что-то другое: эффективность бизнеса упала, очень сильно на это повлияла ситуация с валютой и с курсом. Все мы понимаем, особенно финансовые директора, что эффективность бизнеса в Украине очень далека от понятия нормальной эффективности, и, соответственно, за счет чего еще можно оставаться в плюсе в малом бизнесе? Большие компании, которые приняли решение быть полностью транспарентыми еще до революции достоинства, вряд ли сейчас заходят в тень", – считает Немирович.

Становятся чиновниками и тут же меняются

По ее словам, за последние 18 месяцев бизнес стал больше общаться с государством, однако качество этого общения остается тем же, что и было до прихода новых госчиновников.

"Для того чтобы сделать ряд проектов, мы решили сделать это напрямую, базируясь на транспарентности бизнеса и решив воспользоваться этими плюсами, начали прямой диалог с представителями контролирующих, регулирующих органов для поддержки и для помощи в преодолении барьеров украинского законодательства.

Я не говорю, что я разочарована, скорее всего, я удивлена. Мне казалось, что раз такое количество представителей бизнеса пришли во власть, то это те новые чиновники, которые знают такой хороший принцип, как превалирование сути над формой. И, знаете, те, кто были вчера нашими консультантами, которые со мной вместе обсуждали суть сделок, через полгода говорят со мной исключительно о форме.

Неужели не будет такой возможности, что на новом месте тот, кто хорошо понимает, что такое суть, сможет реализовать такой диалог с бизнесом, скажет, я все понимаю и смогу преодолеть формальности? Конечно же, такое поведение вызывает недоверие. Если ты делаешь шаг вперед и натыкаешься на стенку, затем снова натыкаешься на стенку, это вызывает недоверие.

Хотя, нужно признать, что два года назад наше недоверие было полным – мы вообще не собирались так общаться. А недоверие – это очень страшная вещь", – рассказал Дина Немирович.

Личный опыт директора по стратегии "Фармака" показал, что сейчас в госучреждениях, которые представлены топ-менеджерами от государства как самые успешные в реформировании, на поверку чиновники продолжают решать вопросы "по старинке".

Реформы – вопрос национальной безопасности

Не все благополучно для Украины и на внешнем фоне. Инвесторы неохотно вкладывают средства в развивающиеся экономики, каковой и является наша страна, и в мире растет конкурентная борьба за привлечение денежного ресурса.

"Очевидно, что в этой борьбе выиграет та страна, которая сможет предложить более конкурентные условия инвестирования. А что может предложить Украина? Какой прогресс в Украине по тем трем проблемам, которые у нее существовали годами, если не десятилетиями – коррупции, некачественной судебной системе и административных барьерах для бизнеса? 

Мы ждали серьезных изменений, но мы не видим быстрых реформ. И, при этом, Кабмин делает прогноз увеличения ВВП в следующем году на 2%, и это при коммулятивном падении за три года на 20%! На что мы рассчитываем? На совершенно консервативный прогноз развития страны, который очевидно не нормален? После того, как страна по результатам этого года будет иметь ВВП на душу населения в размере чуть меньше 2 тысяч долларов, что автоматически переносит нас в группу наибеднейших стран мира, Украине реально нужны реформы.

Немедленное проведение реформ стало уже вопросом выживания страны и национальной безопасности. Когда у вас в стране ВВП на душу населения 2 тысячи долларов, а в соседней Польше по результатам этого года будет 15 тысяч долларов, а в небогатой Румынии, наибеднейшей стране Европейского союза, – 6 тысяч долларов, вы действительно продолжаете верить в то, что рабочая сила, которая есть в этой  стране будет в ней оставаться?

Это вопросы не только бизнеса, это уже вопросы национальной безопасности", – негодует Устенко.

А воз и ныне там

Первоочередной реформой, которую необходимо провести немедленно, должна стать реформа системы государственного управления, второй – реформа по дерегуляции бизнеса на основе принципа регуляторной гильотины, и третья, для которой нужна больше политическая воля, – реформа судебной системы.

И тогда Украина сможет конкурировать за реальные финансовые ресурсы на мировом рынке капитала, который для нас сейчас, к сожалению, закрыт.

"Не нужно изобретать велосипед. Неприятно слышать, когда в Украине говорят, что у нас свой, специфический путь. С какой стати нужно идти своим путем, если уже 50 стран прошли по этому пути, уже набили себе шишки, они знали, как сделать, то давайте посмотрим на их опыт.

Есть хороший опыт проведения регуляторной гильотины в Скандинавии, есть хороший опыт проведения реформы и очистки банковской системы в Швеции, есть хороший опыт проведения реформирования системы государственного управления в Канаде, давайте им воспользуемся.

Нужно просто копировать – у нас нет никаких принципиальных особенностей. У нас пока получается: дом вроде бы и под снос шел, а мы пытаемся поставить там джакузи, переклеить обои и думаем, какого дизайнера интерьеров нанять.  Давайте займемся реальным делом и сделаем все так, как оно должно быть. Времени на затягивание реформаторских попыток уже нет, все что было, уже съедено", – убежден Олег Устенко.

Если же правительство Украины будет и дальше только имитировать реформы в стране, близок тот час, когда агентам реформ от власти, или как их красиво назвали организаторы бизнес-форума, "дирижерам изменений", придется глупо размахивать дирижерской палочкой над пустой оркестровой ямой, откуда вслед за первыми скрипками сбежит и весь оркестр.

И следом опустеет и сам театр под названием "Украина".

Самое читаемое
    Темы дня