наверх
27.04.202405:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Из-за свободного падения промпроизводства Ахметов и Тарута уже не олигархи

(обновлено: )2892172
Украина безвозвратно теряет высокие технологии, подготовленные кадры и рыночные ниши. Все эти потери прячутся за сухими цифрами Госстата по сокращению объемов работы промышленности. Статистика зафиксировала замедление падения, но это не совсем подъем.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Катастрофическое сокращение промпроизводства в 2014 году создало очень низкую сравнительную базу, что позволяет жонглировать понятиями в толковании статистических данных. Если говорить о реальной ситуации, то сокращение объемов работы промышленности ведет к катастрофическим последствиям.

Последствия свободного падения

Политическое решение Киева прекратить производственную кооперации украинского машиностроения с российской промышленностью привело к последствиям, о которых предупреждали прагматики. Задолго до событий на Майдане, при обсуждении последствий интеграции Украины в европейскую экономику национальная промышленность, в частности, машиностроение, были первой жертвой интеграции. Рынок ЕС и кооперация между местными производителями не предполагали появления новых игроков. Там другие стандарты, давно распределенные бюджеты и планы на ближайшие 20 лет.

В свою очередь, украинское машиностроение не только держалось на плаву, но и создавало конкуренцию европейским производителям за счет сохранения связей с предприятиями РФ. Украинские поставщики участвовали во многих сегментах российского рынка как производители готовой продукции, а также как поставщики узлов и комплектующих критического импорта для российского ОПК.

Схемы кооперации оставались со времен СССР. В начале 1990х годов промышленность Украины пережила первую грандиозную потерю объемов, средств и кадров на волне развала СССР и полного разрыва кооперационных связей. Предприятия, которые сумели их восстановить, смогли пережить экономический кризис начала 1990х годов и приостановить деградацию собственного производства. Авиа- и ракетостроение, общее машиностроение, оборонные предприятия  — все эти сегменты машиностроения Украины работали в основном на рынок РФ или в совместных проектах.

В марте 2014 года победители "революции достоинства" взялись за промышленность всерьез. Ухудшение отношений с РФ, а затем дрейф Киева в сторону зоны свободной торговли с ЕС немедленно отразились на статистике работы машиностроения.

Однако, даже ускоренное падение не может продолжаться вечно. Поэтому на фоне провалов 2014 года нынешние статистические данные позволяют говорить о "замедлении". Так, падение промпроизводства в Украине в сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года замедлилось до 5,1%. А за 9 месяцев сокращение промпроизводства достигло 16,6%. 

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что показатели Госстата Украины говорят об ускоренном падении промпроизводства, а не о замедлении процесса.

"Существенное падение промпроизводства началось со второй половины 2014 года. И на сегодняшний момент за счет низкой базы сравнения мы наблюдаем замедление падения, это факт. Но по сравнению с 2013 годом падение даже ускоряется", — пояснил Охрименко.

Традиционно считается, что производство сокращается на востоке страны, где сосредоточена большая часть промышленности. Однако, экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов отмечает, что в связи с прекращением кооперации сокращается производство по всем регионам Украины.

"Мы потеряли кооперацию для многих предприятий, и не только на востоке страны. Чего стоит один Южмаш, практически полностью остановленный из-за прекращения сотрудничества с РФ. На западе Украины тоже есть предприятия, которые продавали комплектующие в РФ,  а теперь остановились", — отметил эксперт.

"Замедление темпов падения не должно радовать. Надо учитывать некоторые особенности статистической информации. Промышленность может упасть на 20%, а потом прекратить падение, а через год статистика покажет, что падение равно нулю и все стабилизировалось. Но это просто означает, что мы сильно упали и у нас ничего не восстановилось и не растет.

Часто эти показатели воспринимают не совсем правильно. Уменьшилась база сравнения и это порождает ложные мысли. Например, промышленность упала на 20%, а потом выросла на 3%, и объявляют о росте, а на самом деле падение равно 17%", — добавил Суслов.

Кто больше потерял?

Промышленность Украины можно рассматривать как отвлеченное понятие, а можно в привязке к крупному капиталу. Немногие богатые люди Украины получают доходы от создания на подконтрольных заводах прибавочной стоимости. Намного больше таких, которые живут на "жалкий процент" от перепродажи нефтепродуктов, зерновых и просто ширпотреба китайского производства.

Например, миллиардер Ринат Ахметов сосредоточил свои активы в угледобыче, металлургии, химпроме и энергогенерациях. И ключевые предприятия, которые составляли основу бизнес-империи Ахметова, сосредоточены на востоке Украины, в Донецкой области.

Война на востоке в виде АТО не могла не отразится на доходах олигарха. Кстати, экс-губернатор Донецкой области Сергей Тарута, который концентрировал активы в машиностроении, в прошлом году заявил, что из-за войны потерял бизнес.  

"Действительно, наши олигархи обеднели, но не только они, обеднело население. Есть опасная тенденция, о которой мы постоянно забываем: наблюдается существенный рост безработицы. В первую очередь, за счет остановки промышленных предприятий. Сейчас предприятия работают неполный рабочий день или вообще остановлены. У нас не принято говорить о безработице, но по большому счету это очень большая проблема. Если власти на это не обращают внимание, это не значит, что безработицы не существует", — отметил Охрименко.

"Какая-то часть украинцев, после остановки промпроизводства, должна думать, что делать дальше. Один из вариантов — уезжать, потому что здесь работы нет. Или попытаться найти себя в другой сфере. Но сфера услуг без промышленности работает плохо. То, что мы теряем промышленность, это крайне плохо, и не только для олигархов", — резюмировал эксперт.

Профильное министерство Украины уже признало рекордные показатели безработицы

"Уровень безработицы среди населения — самый высокий за все годы существования Украины. Среди молодежи он достиг 23%", — заявил недавно замминистра социальной политики Валерий Ярошенко. 

В свою очередь Виктор Суслов отмечает, что разрыв кооперации с РФ привел к наибольшим потерям в высокотехнологичных отраслях производства.

"У нас системные потери в машиностроении, в сложном приборостроении. Полная остановка предприятий, которые производили комплектующие для авиационной техники, — это потеря конструкторов, инженерных кадров. Общая деградация промышленности не сразу отражается в экономических показателях", — подчеркнул эксперт.

В то же время, он отметил новые тенденции в политике Украины по отношению к РФ. "Минэкономразвития обратилась в ВТО по ограничению Россией импорта на наши вагоны. Украина сама начинает добиваться восстановления рынков. Если раньше кричали, что мы не будем поставлять вагоны, потому что в них будут подвозить снаряды сепаратистам, то сейчас не кричат об этом. Мы обижаемся, что наши вагоны не берут. Так же будет по другим отраслям, и частично уже есть. Исправлять прежние ошибки неизбежно придется", — считает Суслов.

Суть исковых требований Украины в том, что с 2013 года Россия, по мнению украинской стороны, необоснованно вводит ограничения на поставки из Украины вагонов, это ограничение касается украинских производителей — Крюковского вагоностроительного завода, Днепропетровского стрелочного завода, "Азовобщемаша" и Харьковского машиностроительного завода. Киев рассчитывает на то, что РФ уладит этот вопрос на стадии консультаций, которые должны пройти в течение 30 суток с момента подачи иска. Правда, представители Минэконоразвития России не верят в такую возможность.

"Самые большие потери были в машиностроении. Реализация на российском рынке продукции вагоностроения давало до 2 миллиардов долларов в год, и это до сих пор чувствительно, не случайно Украина обратилась в ВТО", — пояснил Суслов. 

Украинские вагоны имеют шанс попасть на российский рынок, а продукция военного назначения made in Ukraine — вряд ли.

"Единственное, где не будет восстановлена кооперация, — это отрасли, производящие товары военного и двойного назначения. Эта кооперация, очевидно, похоронена надолго, если не навсегда. Работа того же "Южмаша", наверняка, не будет восстановлена никогда", — добавил Суслов.

Ломать не строить. Восстанавливать рыночные ниши не в пример тяжелее, чем одним решением разрубить все связи. Украинская власть, как и всякая другая, не признает ошибочность решений годичной давности, но, видимо, находясь уже одной ногой над экономической "пропастью" станет лихорадочно искать пути спасения и возвращения машиностроения на российский рынок. Но будет ли кому туда вернуться из "небытия" остановленного производства?

Самое читаемое
    Темы дня