Марат Пригожин, РИА Новости Украина
Катастрофическое сокращение промпроизводства в 2014 году создало очень низкую сравнительную базу, что позволяет жонглировать понятиями в толковании статистических данных. Если говорить о реальной ситуации, то сокращение объемов работы промышленности ведет к катастрофическим последствиям.
Последствия свободного падения
Политическое решение Киева прекратить производственную кооперации украинского машиностроения с российской промышленностью привело к последствиям, о которых предупреждали прагматики. Задолго до событий на Майдане, при обсуждении последствий интеграции Украины в европейскую экономику национальная промышленность, в частности, машиностроение, были первой жертвой интеграции. Рынок ЕС и кооперация между местными производителями не предполагали появления новых игроков. Там другие стандарты, давно распределенные бюджеты и планы на ближайшие 20 лет.
В свою очередь, украинское машиностроение не только держалось на плаву, но и создавало конкуренцию европейским производителям за счет сохранения связей с предприятиями РФ. Украинские поставщики участвовали во многих сегментах российского рынка как производители готовой продукции, а также как поставщики узлов и комплектующих критического импорта для российского ОПК.
Схемы кооперации оставались со времен СССР. В начале 1990х годов промышленность Украины пережила первую грандиозную потерю объемов, средств и кадров на волне развала СССР и полного разрыва кооперационных связей. Предприятия, которые сумели их восстановить, смогли пережить экономический кризис начала 1990х годов и приостановить деградацию собственного производства. Авиа- и ракетостроение, общее машиностроение, оборонные предприятия — все эти сегменты машиностроения Украины работали в основном на рынок РФ или в совместных проектах.
В марте 2014 года победители "революции достоинства" взялись за промышленность всерьез. Ухудшение отношений с РФ, а затем дрейф Киева в сторону зоны свободной торговли с ЕС немедленно отразились на статистике работы машиностроения.
Однако, даже ускоренное падение не может продолжаться вечно. Поэтому на фоне провалов 2014 года нынешние статистические данные позволяют говорить о "замедлении". Так, падение промпроизводства в Украине в сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года замедлилось до 5,1%. А за 9 месяцев сокращение промпроизводства достигло 16,6%.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что показатели Госстата Украины говорят об ускоренном падении промпроизводства, а не о замедлении процесса.
"Существенное падение промпроизводства началось со второй половины 2014 года. И на сегодняшний момент за счет низкой базы сравнения мы наблюдаем замедление падения, это факт. Но по сравнению с 2013 годом падение даже ускоряется", — пояснил Охрименко.
Традиционно считается, что производство сокращается на востоке страны, где сосредоточена большая часть промышленности. Однако, экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов отмечает, что в связи с прекращением кооперации сокращается производство по всем регионам Украины.
"Мы потеряли кооперацию для многих предприятий, и не только на востоке страны. Чего стоит один Южмаш, практически полностью остановленный из-за прекращения сотрудничества с РФ. На западе Украины тоже есть предприятия, которые продавали комплектующие в РФ, а теперь остановились", — отметил эксперт.
"Замедление темпов падения не должно радовать. Надо учитывать некоторые особенности статистической информации. Промышленность может упасть на 20%, а потом прекратить падение, а через год статистика покажет, что падение равно нулю и все стабилизировалось. Но это просто означает, что мы сильно упали и у нас ничего не восстановилось и не растет.
Часто эти показатели воспринимают не совсем правильно. Уменьшилась база сравнения и это порождает ложные мысли. Например, промышленность упала на 20%, а потом выросла на 3%, и объявляют о росте, а на самом деле падение равно 17%", — добавил Суслов.
Кто больше потерял?
Промышленность Украины можно рассматривать как отвлеченное понятие, а можно в привязке к крупному капиталу. Немногие богатые люди Украины получают доходы от создания на подконтрольных заводах прибавочной стоимости. Намного больше таких, которые живут на "жалкий процент" от перепродажи нефтепродуктов, зерновых и просто ширпотреба китайского производства.
Например, миллиардер Ринат Ахметов сосредоточил свои активы в угледобыче, металлургии, химпроме и энергогенерациях. И ключевые предприятия, которые составляли основу бизнес-империи Ахметова, сосредоточены на востоке Украины, в Донецкой области.
Война на востоке в виде АТО не могла не отразится на доходах олигарха. Кстати, экс-губернатор Донецкой области Сергей Тарута, который концентрировал активы в машиностроении, в прошлом году заявил, что из-за войны потерял бизнес.
"Действительно, наши олигархи обеднели, но не только они, обеднело население. Есть опасная тенденция, о которой мы постоянно забываем: наблюдается существенный рост безработицы. В первую очередь, за счет остановки промышленных предприятий. Сейчас предприятия работают неполный рабочий день или вообще остановлены. У нас не принято говорить о безработице, но по большому счету это очень большая проблема. Если власти на это не обращают внимание, это не значит, что безработицы не существует", — отметил Охрименко.
"Какая-то часть украинцев, после остановки промпроизводства, должна думать, что делать дальше. Один из вариантов — уезжать, потому что здесь работы нет. Или попытаться найти себя в другой сфере. Но сфера услуг без промышленности работает плохо. То, что мы теряем промышленность, это крайне плохо, и не только для олигархов", — резюмировал эксперт.
Профильное министерство Украины уже признало рекордные показатели безработицы.
"Уровень безработицы среди населения — самый высокий за все годы существования Украины. Среди молодежи он достиг 23%", — заявил недавно замминистра социальной политики Валерий Ярошенко.
В свою очередь Виктор Суслов отмечает, что разрыв кооперации с РФ привел к наибольшим потерям в высокотехнологичных отраслях производства.
"У нас системные потери в машиностроении, в сложном приборостроении. Полная остановка предприятий, которые производили комплектующие для авиационной техники, — это потеря конструкторов, инженерных кадров. Общая деградация промышленности не сразу отражается в экономических показателях", — подчеркнул эксперт.
В то же время, он отметил новые тенденции в политике Украины по отношению к РФ. "Минэкономразвития обратилась в ВТО по ограничению Россией импорта на наши вагоны. Украина сама начинает добиваться восстановления рынков. Если раньше кричали, что мы не будем поставлять вагоны, потому что в них будут подвозить снаряды сепаратистам, то сейчас не кричат об этом. Мы обижаемся, что наши вагоны не берут. Так же будет по другим отраслям, и частично уже есть. Исправлять прежние ошибки неизбежно придется", — считает Суслов.
Суть исковых требований Украины в том, что с 2013 года Россия, по мнению украинской стороны, необоснованно вводит ограничения на поставки из Украины вагонов, это ограничение касается украинских производителей — Крюковского вагоностроительного завода, Днепропетровского стрелочного завода, "Азовобщемаша" и Харьковского машиностроительного завода. Киев рассчитывает на то, что РФ уладит этот вопрос на стадии консультаций, которые должны пройти в течение 30 суток с момента подачи иска. Правда, представители Минэконоразвития России не верят в такую возможность.
"Самые большие потери были в машиностроении. Реализация на российском рынке продукции вагоностроения давало до 2 миллиардов долларов в год, и это до сих пор чувствительно, не случайно Украина обратилась в ВТО", — пояснил Суслов.
Украинские вагоны имеют шанс попасть на российский рынок, а продукция военного назначения made in Ukraine — вряд ли.
"Единственное, где не будет восстановлена кооперация, — это отрасли, производящие товары военного и двойного назначения. Эта кооперация, очевидно, похоронена надолго, если не навсегда. Работа того же "Южмаша", наверняка, не будет восстановлена никогда", — добавил Суслов.
Ломать не строить. Восстанавливать рыночные ниши не в пример тяжелее, чем одним решением разрубить все связи. Украинская власть, как и всякая другая, не признает ошибочность решений годичной давности, но, видимо, находясь уже одной ногой над экономической "пропастью" станет лихорадочно искать пути спасения и возвращения машиностроения на российский рынок. Но будет ли кому туда вернуться из "небытия" остановленного производства?