Диана Михайлова, независимый военный эксперт
В разное время и при разных правителях для непосредственного управления и организации специфического бизнеса по торговле оружием создавались особо уполномоченные организации под руководством особо доверенных людей.
Не выдумали ничего нового и в Украине. После первых нескольких лет после создания независимого государства, в течение которых происходили малоуправляемые процессы ускоренного обогащения за счет тотальной распродажи активов бывшего союзного государства (парламентская комиссия заявляла об участии в оружейном бизнесе 114 украинских торговых фирм), в 1996-том был создан официальный государственный посредник – спецэкспортер — государственная компания "Укрспецэкспорт". Несмотря на задекларированное при создании монопольное положение, почти одновременно были созданы ее дочерние предприятия – "Спецтехноэкспорт", "Промоборонэкспорт", к которым также добавились существовавшие уже многие годы внешнеторговые государственные предприятия "Прогресс", "Укроборонсервис" и "Укринмаш". В результате внутри Украины появилась двухуровневая прослойка официальных посредников, которые монополизировали право торговли оружием и специальными услугами, которые предоставляли предприятиям украинской промышленности и военного имущества, оставшегося со времен СССР на складах министерств обороны и внутренних дел, с инозаказчиками.
Роль самих спецэкспортеров свелась к поиску покупателей, заключению контрактов и организации контроля за их исполнением. Эта непростая деятельность вознаграждалась на основе агентских соглашений с украинскими предприятиями суммами в размере 5-7% от внешнеторговых контрактов, хотя ряд представителей промышленности на условиях анонимности называли и более значительные цифры. Условия же внешнеторговых договоров и сопровождающих их услугах иностранных посредников и консультантов, как правило, из оффшорных зон, обеспечивающих не только минимизацию налогового бремени внутри государств, но и создание необходимой при подготовке и реализации контрактов конфиденциальности, становилась достоянием гласности лишь вследствие громких международных скандалов или судебных разбирательств.
В 2010-том к уже сложившейся и структуре добавилась еще одна, уже третья, прослойка — Государственный концерн "Укроборонпром". Он включил в себя как "Укрспецэкспорт" с его пятью дочками и добавившейся компанией с аналогичными функциями "ТАСКО-экспорт", но и более сотни предприятий промышленности и конструкторских бюро, а также ремонтных заводов, принадлежавших ранее Министерству обороны Украины.
Не трудно догадаться, что все реформы были призваны повысить эффективность внешней торговли и работы оборонно-промышленного комплекса, а также улучшить уровень менеджмента и доходы государства, опираясь исключительно "на системный подход и программно-целевое планирование".
Новому уровню решения задач требовались новые кадры. Ранее руководителями и функционерами компаний-спецэкспортеров трудились офицеры действующего резерва многочисленных трехбуквенных организаций, а также отставные и прикомандированные военные, разбавленные представителями военной промышленности и науки. После достижения некоторой стабильности в работе и приобретения необходимого опыта персоналом, сопровождающихся последовательным ростом доходов от торгово-посреднической деятельности, которые достигли к 2010 г. 1 млрд. долл., стало казаться, что в дальнейшем хорошо отлаженной машиной смогут управлять уже любые топ-менеджеры. По удивительной случайности это совпало с началом формирования "Укроборонпрома". Впрочем, в первые годы, руководителей второго и третьего эшелонов, то есть "Укрспецэкспорта" и его "дочек", а также директоров предприятий, которые реально исполняли контракты, благоразумно менять не стали.
Читайте также: Обороноспособность Украины под угрозой из-за слабости экономики — эксперт
Перелом наступил весной 2014 года, также очень удачно совпав с моментом, когда Украине действительно потребовались все декларируемые возможности "Укроборонпрома". Генерального директора госконцерна заменили трижды. "Укрспецэкспорт" за истекшие три года последовательно возглавляли четыре человека, а последний конкурс на замещение этой должности должен был завершиться 20 августа т.г. Рокировки и "дворцовые" перевороты в его дочерних предприятиях вообще не поддаются учету.
Тем не менее, к осени 2015 практически везде был достигнут одинаковый, хотя и неожиданный результат: из восьми государственных компаний, имеющих отношение к экспорту-импорту чувствительной продукции, лишь одну возглавлял профильный специалист, а в остальных семи либо объявлен конкурс на замещение руководящей должности, либо уже назначены люди, ранее далекие от оружейного бизнеса или военно-технических вопросов:
— "Укроборонпром" — херсонец Роман Романов, педагог по образованию, специализировавшийся последние годы на торговле импортными легковыми автомобилями, ставленник президентской команды;
— "Укрспецэкспорт" — объявленный 16 июля конкурс предполагал к 20 августа определить руководителя, результаты не оглашены до сих пор;
— "Спецтехноэкспорт" — одессит Павел Барбул, юрист по образованию, занимавшийся адвокатской практикой, прямые контакты которого с Петром Порошенко были продемонстрированы в ходе его визита на ГП "Завод 410 ГА" 25 августа 2015 г.;
— "Прогресс" — с 31 июля Тарас Шийко – единственный директор – профильный специалист, проработавший в фирме с момента ее основания;
— "Укроборонсервис" — Сергей Микитюк, возглавлявший ранее несколько строительных компаний, входивший во фракцию "Блока Юлии Тимошенко" Киевского областного совета, поддержавший в 2010 г. "харьковский пакт" Януковича-Медведева о дальнейшем пребывании Черноморского флота РФ в Севастополе;
— "Укринмаш" — с 10 июля Константин Чередниченко, сын директора запорожского завода "Радиоприбор", однако уже 13 августа объявлен новый конкурс;
— "Промоборонэкспорт" — 16 июля Владимир Терещенко, юрист по образованию, занимавшийся юридической практикой, ставленник президентской команды;
— "ТАСКО-экспорт" — 27 апреля и 26 августа объявлен конкурс, результаты не оглашены до сих пор.
На фоне описанного революционного процесса в кадровой политике сфере военно-технического сотрудничества и оборонно-промышленного комплекса, сопровождаемого грандиозным наплывом молодых менеджеров, совершенно незаметным должно было пройти назначение директором департамента № 2 "Спецтехноэкспорт" 24-хлетнего Антона Пашинского, перебравшегося туда из компании, специализирующейся на производстве куриных яиц.
Казалось, что теперь уж оружейная вертикаль власти Порошенко окончательно сформирована и ее ждут лишь незначительные и непринципиальные изменения. Поэтому совершенно неожиданной стала новость, сообщенная секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Александром Турчиновым: "…должен быть орган, формирующий государственную политику в оборонно-промышленном комплексе страны. Сегодня, когда идет разговор о реформировании Кабмина, рассматривается вопрос и о создании профильного государственного комитета или даже министерства промышленности и военно-промышленного комплекса. Идет дискуссия".
Более того, четвертый человек в украинском государстве, который еще в прошлом году занимал обе высшие должности в его иерархии, подверг сомнению нынешнюю расстановку сил: "Фактически "Укроборонпром" взял на себя функцию не только производителя и поставщика вооружения, но и отдельные аспекты в формировании оборонно-промышленной политики. Здесь, безусловно, есть вопросы и проблемы. Хотя в этом плане решения принимаются на уровне СНБО с активным участием заказчиков этой продукции (Минобороны, Национальная гвардия и т.д.)".
Похоже, что "оружейная вертикаль", построенная президентом Порошенко не совсем устраивает его соратников, не вписавшихся в ее конструкцию, а значит "борьба за оружие", а точнее деньги от него, продолжится.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.