Глеб Суровягин, РИА Новости Украина
Отменить нельзя, перенести невозможно
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин отчитываясь перед народными депутатами по результатам встречи нормандской четверки в Париже подчеркнул невозможность проведения выборов на оккупированных территориях.
Власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР накануне согласились перенести местные выборы на 2016 год. За это время Украина будет обязана выполнить все взятые на себя по минским соглашениям обязательства, а именно: предоставить Донбассу особый статус, не допустить преследования и наказания участников событий на территории ДНР и ЛНР, а также переголосовать поправки в Конституцию в новой, согласованной с самопровозглашенными республиками редакции.
Выступая с трибуны Верховной Рады глава украинского МИД назвал грязной игрой заявления представителей ДНР и ЛНР о переносе выборов, уточнив, что в Париже договаривались именно об их отмене.
"По всем критериям международного права выборы на территории, где присутствуют иностранные войска или иностранная техника, по определению невозможны", − сказал глава МИД, отвечая на вопросы народных депутатов на заседании Верховной Рады 7 октября.
По его заверениям на сегодняшний день абсолютным приоритетом является согласование условий, при которых должны состояться выборы.
"А второе — избирательных модальностей, каким образом учесть особенности таких выборов, в частности по обеспечению голосования и выборности для временно перемещенных лиц", — добавил министр.
При этом параметры выборов в неподконтрольных Киеву районах Донбасса будут обсуждаться исключительно на основе украинского законодательства и по критериям ОБСЕ.
"Ключевая договоренность (в Париже — Ред.) о параметрах выборов в Донбассе. Они должны пройти, когда будут безопасные условия", — заявил Климкин.
Он вновь заявил, что никакого особого статуса для Донбасса не существует, а есть лишь закон об особенностях местного самоуправления на этих территориях.
Избирательная амнистия
Комментируя условие предоставления иммунитета участником выборов, Климкин уточнил, что это предложение было внесено французской стороной, и на сегодняшний день обсуждаются условия его практического внедрения.
"Любые временные иммунитеты от уголовного преследования никого не освобождают от полномасштабной амнистии. Амнистия — это не политический процесс, а юридический процесс. Она может произойти только тогда, когда у нас на местах будут органы прокуратуры и суды, которые действуют в рамках законодательства", — отметил он.
Климкин подчеркнул, что украинская сторона не допускает возможности амнистии лиц, совершавших теракты и преступления против человечности, в частности, причастных к гибели малайзийского Boeing и обстрелу Волновахи в январе 2015 года. Говоря об условиях амнистии участников конфликта, Климкин упомянул опыт Хорватии и других республик бывшей Югославии.
Граница на замке?
Глава внешнеполитического ведомства также отметил, что согласно минским соглашениям восстановление контроля Украины над государственной границей начнется после того, как будут проведены местные выборы в Донбассе по украинскому законодательству. По словам Климкина, представители мониторинговой миссии ОБСЕ должны получить доступ ко всей территории Донбасса, в том числе, ко всей протяженности украино-российской границы.
Климкину был задан вопрос, когда именно Украина сможет взять под контроль украинско-российскую границу, однако спикер ВР Владимир Гройсман не дал министру возможности ответить.
Не путать Крым и Донбасс
Министр иностранных дел заверил народных депутатов, что тема Крыма постоянно поднималась на переговорах, и европейские и американские партнеры Украины подчеркивают невозможность снятия с России "крымского пакета" санкций до фактического возвращения полуострова под юрисдикцию Украины.
"Тема Крыму никогда не исчезнет, пока Крым не будет освобожден от России", — заявил Климкин и пояснил, что Нормандский формат был создан для обработки ситуации на Донбассе.
Он также отметил, что во время всех встреч, в которых он участвует, темой номер один является вопрос о политзаключенных, в том числе и крымских татар, которых удерживает Россия.
Отвечая на вопрос депутата Рефата Чубарова, Климкин также отметил, что доверия к России и к тому, что они будут придерживаться договоренностей, нет.
Компромисс вряд ли возможен
По мнению директора Информационно-аналитического центра "Перспектива" Павла Рудякова, в своем отчете перед парламентом Климкин ничего особенного не рассказал, этим и объясняется, что в депутатском корпусе как было, так и осталось, чувство неудовлетворенности.
"Минские договоренности в новой, уточненной после встречи Нормандской четверки в Париже редакции, все время вызывают разночтения и ряд опасений по тем шагам, которые там предусмотрены и по тому, насколько эти шаги отвечают интересам Украины в понимании ряда фракций и ряда депутатов. Например, это касается депутата Олега Ляшко, который больше всех разглагольствовал, чтобы отчитывался не министр иностранных дел, а президент. Есть информация, которой, как я понимаю, Климкин не владеет, поэтому не может доложить так, как этого хотели бы депутаты", — сказал Рудяков РИА Новости Украина.
Как считает эксперт, отчет Климкина носил формальный характер, поэтому на многие вопросы народные депутаты так и не получили ответа на интересующие их вопросы.
"По сообщениям СМИ по итогам нормандской встречи возникают дополнительные нюансы. И эти дополнительные моменты привлекают к себе внимание и возбуждают особый интерес. Например, вопрос амнистии. Сначала все говорят об общей амнистии, а затем выступает Юрий Луценко, и заявляет, что амнистия коснется не всех, и под нее не попадут те, кто совершали преступления против человечности и особо тяжкие преступления. Климкин также сообщает, что амнистия будет избирательной и об этом президент договорился в Париже. В то же время, по первым официальным сообщениям такой информации не было. Если Порошенко договорился с немцами и французами о толковании амнистии в том варианте, который предлагает Луценко и подтверждает Климкин, — это важно. Но это создает целый ряд проблем, поскольку исключает возможность достижения какого-либо компромисса между Киевом и Донбассом", — подчеркнул эксперт.
Перенос выборов представляется как отмена
Рудяков также обратил внимание, что после встречи в Париже появился целый ряд дополнительной информации. Например, президент на своей странице в социальной сети написал, что прямые результаты скоординированных действий, о которых договорились в Нью-Йорке и в Париже — это отмена выборов в Донбассе.
"Порошенко употребляет термин "отменены". И тут возникает целый ряд вопросов, поскольку ни сайт президента, ни чиновники, которые имеют полномочия толковать происшедшее в Нью-Йорке и в Париже, не давали информации, что речь идет именно об отмене и о том, что эта позиция скоординирована. Если судить со слов Ангелы Меркель, то у Украины одна позиция, а у немцев – другая, которую и озвучивает канцлер Германии. Если Порошенко пишет: "усилия скоординированы, и вот результат – отмена выборов", значит, желаемое выдается за действительное. Или речь действительно идет об отмене выборов в Донбассе, и когда придет февраль, руководство ЛНРДНР заявит, что выборов не будет — мы их отменяем. Но вероятнее всего, идет подмена понятий, и перенос выборов представляется как отмена", — считает Рудяков.
Разные интерпретации для разных аудиторий
Получается, что Климкин доложил, но вопросы все равно остались. И это не вина главы МИДа: есть вещи, которые могут интерпретироваться по-разному.
"И если возникает возможность для множества интерпретаций, то это вызывает вопросы и сомнения по целому ряду параметров и кое-то из депутатского корпуса использует данную ситуацию для набора имижевых очков", — констатировал политэксперт.
Кроме того, традиционно, что достигнутые в Париже и Нью-Йорке договоренности имеют свою трактовку для "внутреннего потребителя".
"Такая практика существует не только у нас, но в Украине она в последнее время приобрела огромные размеры. Безусловно, для импортного потребления – один товар, а для внутреннего – другой. Но вопрос, насколько эти два трактовки соотнесены друг с другом? Совсем их разводить и тут говорить одно, а там — прямо противоположное – это путь в никуда. Во-первых, это подрывает авторитет власти, потому что сейчас можно с легкостью посмотреть зарубежные источники, и убедиться в том, что представители власти говорят, скажем, не совсем то, что произошло. Нужно понимать, что для внутреннего пользования мы даем более оптимистическую, более жизнерадостную картинку, чем повышаем значимость своих руководителей, в частности, президента: он как равновеликая фигура участвует в переговорах с канцлером Германии, президентами Франции, России и США. Так что разночтения присутствуют, но насколько они соотнесены друг с другом – остается ключевым. Именно относительно "переноса" или "отмены" выборов в Донбассе и проведению их по украинским законам, возникает целый ряд вопросов, на который сейчас просто нет ответов. Их не может дать Климкин, и Порошенко, если бы пришел в Верховную Раду, не смог бы дать внятный ответ", — отметил Павел Рудяков.
По словам эксперта, вопрос выборов в Донбассе пока остается "тайной, покрытой туманом", но ситуация будет прояснять по мере того, как парламент будет нарабатывать ряд законов о выборах, которые все равно придется принимать, поскольку это обязательство вязла на себя Украина.
"Нут уж никуда не деться – Верховная Рада обязана будет принять законы по проведении выборов на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей", — подытожил эксперт.