Диана Михайлова, независимый военный эксперт
По общему мнению министров: "В настоящее время не ясно, были ли нарушены правила публикации фотографий расследования. Тем не менее, нет оснований полагать, что их публикация причинила вред расследованию уголовного дела катастрофы рейса MH17 или сотрудничеству в рамках совместной международной группы (JIT)".
Речь в письме идет о появившихся 19 марта на сайте голландского информационного канала RTL Nieuws статьях под заголовками "Доказательства ракеты "Бук": улики и анализ" и "Улики, подтверждающие, что рейс МН17 был сбит ракетой "Бук". Их автором является известный корреспондент Йерун Аккерманс (Jeroen Akkermans), который будучи в ноябре прошлого года на месте падения самолета авиакомпании Malaysia Airlines у села Грабово среди обломков "Boeing-777" обнаружил несколько фрагментов, которые негласно вывез из Украины и передал на экспертизу независимым исследователям. Процесс поиска и сбора образцов фиксировался на три видеорегистратора.
Международные эксперты, в качестве которых выступили два журналиста: Nicolas De Larrinaga и Juliusz Sabak, специализирующиеся на военной тематике для IHS Jane’s Defence Weekly, и два дипломированных инженера: специалист по машиностроению Prof. Dr.-Ing. Robert Schmucker и специалист в области ракетостроения Dr.-Ing. Markus Schiller, сделали вывод о возможной принадлежности трех найденных образцов конструкции элементам боевой части 9Н314 или поражающим элементам зенитной ракеты "Бук-М1-2" российского производства, которых нет на вооружении украинской армии.
Опубликованы фотографии семи металлических фрагментов и одного образца теплоизоляции, которые экспертами приняты за поражающие элементы ракеты и фрагменты ее корпуса, найденные в обломках самолета рейса МН17. На одном из осколков (см. фото), обнаружена часть маркировки с кириллической буквой "Ц".
Опубликованы также результаты химического анализа состава материалов и поверхностных загрязнений этих фрагментов. Химический анализ произведен методом Energy Dispersive Spectroscopy на электронно-растровом микроскопе SEM (scanning electron microscopy). Точность определения концентрации присутствующих веществ составляет не менее 15%, что позволяет считать такой анализ скорее качественным, чем количественным. Из приведенных спектрограмм сделано заключение о том, что по составу исследуемые фрагменты являются старыми низкокачественными стальными сплавами советского производства и не имеет отношения к материалам конструкции самолета. Об этом свидетельствует наличие высокого содержания серы и фосфора.
Найденные осколки и материалы анализа переданы нидерландскому Совету по вопросам безопасности (Dutch Safety Board), занимающемуся установлением обстоятельств катастрофы.
В тот же день DSB и прокуратура Нидерландов сделали официальные заявления по поводу вновь появившихся данных. В частности, было заявлено, что "расследование причин продолжается и сфокусировано на многих источниках, а не только на обломках самолета. Это сложный и трудоемкий процесс. Дополнительные материалы для расследования можно только приветствовать, но важно, чтобы было неопровержимо доказано, что существует связь между ними и разбившимся самолетом".
Любопытно, что днем ранее, а именно 18 марта на сайте известного украинского издания появилось сенсационное сообщение о том, что "один из друзей Украины в Нидерландах" передал "фотографии ангара и фотографии поражающих элементов "Бук-М1-2", которые фигурируют в материалах уголовного дела".Официальный представитель Министерства обороны Российской Федерации генерал-майор Игорь Конашенков так прокомментировал появившуюся информацию: "Абсолютное вранье. Поражающими элементами формы "двутавр", которые изображены на фото, начинены только одни ракеты — ракеты ЗРК "Бук-М1", которые как раз и стоят на вооружении Украины. А вот поражающие элементы "Бук-М1-2" представляют собой небольшие параллелепипеды, никаких двутавров там нет и быть не может. Так что таким "эксклюзивом" портал подставил своих же кураторов из СБУ".
Не рассматривая вопрос о происхождении приведенных выше данных, хотя уголовно-процессуальный кодекс Украины не предусматривает подобных методов получения вещественных доказательств, оценим появившуюся информацию, хотя она опять-таки получена в результате неофициального расследования.
Читайте также: Boeing 777, расследование. Сотрудничество с "ДНР" и молчание США
Кроме того в материалах экспертизы не указано самое интересное: если образцы взяты с места поражения самолета, то в нём должны присутствовать остатки продуктов взрыва, которые позволят судить о типе взрывчатого вещества, а следовательно и возможном типе и принадлежности боеприпаса, возможно поразившего самолет.
Возможно, именно этим были вызваны довольно сдержанные оценки официальных лиц Нидерландов. Корректное заключение о причинах этого (как и любого другого) авиационного происшествия должно опираться исключительно на факты, установленные объективно. Самим расследованием должны заниматься компетентные квалифицированные эксперты в установленных процессуальных рамках.
Для идентификации использованного боеприпаса в распоряжении комиссии по расследованию с лета прошлого года имеются поражающие элементы, извлеченные из тел пассажиров и членов экипажа, которые были получены легальным путем. Появление спустя восемь месяцев после происшествия подозрительных предметов, представляемых как части ракеты комплекса "Бук" с места катастрофы, вряд ли будут способствовать ускорению и без того затянувшегося следствия.
На этом фоне разительным контрастом служит расследование, проводимое германскими авиационными властями, когда в гораздо более сложных условиях вероятную причину удалось установить спустя всего лишь три дня после катастрофы. Как известно, пассажирский лайнер Airbus A320 авиакомпании "Germanwings" (дочерняя компания "Lufthansa"), следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился 24 марта в труднодоступном районе Альп на юго-востоке Франции, что стало причиной гибели 150 человек.