наверх
22.05.202420:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Законопроект Порошенко о военном положении: двойная страховка гаранта

(обновлено: )507774
Подготовка новой редакции закона о военном положении может указывать на готовность Петра Порошенко в любой момент ввести такой режим в Украине или в отдельных регионах страны.

Инесса Другова, РИА Новости Украина

Президент Украины Петр Порошенко внес в парламент проект закона о правовом режиме военного положения. Документ определяет содержание правового режима военного положения, порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, военных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

Об изменении в закон говорили еще в феврале, однако никаких подробностей не сообщалось. 18 февраля СНБО одобрил принятие изменений в закон о правовом режиме военного положения.

"Учитывая ту опасность, которая сегодня существует в государстве, и постоянное нарушение российскими террористическими группировками тех мирных договоренностей, которые были достигнуты, одним из первых пунктов этого решения является одобрение изменений в закон о правовом режиме военного положения", – сообщил тогда Секретарь СНБО Александр Турчинов.

По его словам, соответствующий закон был принят много лет назад и не соответствует требованиям современности.

Согласно пояснительной записке к документу, предусматривается увеличить перечень и детализировать содержание мер военного положения, ввести гарантии деятельности президента Украины, Верховной Рады, более четко урегулировать порядок введения и отмены правового режима военного положения, нормировать порядок деятельности и полномочия военного командования, органов государственной власти в условиях действия военного положения, военных администраций — временных государственных органов, создаваемых президентом Украины на территориях, на которых введено военное положение.

Также в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями могут самостоятельно вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, но исключительно в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом президента о введении военного положения.

Согласно законопроекту, в период военного положения не могут быть прекращены полномочия президента Украины, Верховной Рады, Кабинета министров, уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины.

Как отмечают юристы, статьей 10 указанного законопроекта предусмотрено, что в период военного положения полномочия президента Украины не могут быть прекращены и ограничены.

Кроме того, в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект "О военно-гражданских администрациях", согласно которому президент наделяется правом создавать военно-гражданские администрации на всей территории Украины, а не только на территории АТО.

“Угроза этого законопроекта в том, что президент получит право назначать по своему усмотрению руководство администраций, которые заменяют местные органы исполнительной власти и местного самоуправления”, — резюмирует старший юрист ЮК Prove Group Антон Каганец.

Охранная грамота для Порошенко

Политолог Руслан Бортник, анализируя нововведения, предложенные президентским законопроектом, обращает внимание, что в отличие от предыдущей редакции, в документе  содержится запрет на прекращение полномочий президента.

"Важно, что в законе появились положения о  том, что во время введения военного положения нельзя отправить в отставку ни Кабинет министров, ни президента Украины. Также там четко четко и расширенно расписаны полномочия президента, Генерального штаба, детализированы полномочия военного командования и военных администраций на местах. Фактически к ним переходят функции государства, начиная от установления налогообложения, социальных льгот и заканчивая абсолютно всеми функциями, которые включают функции правительства и парламента. То есть, вся полнота власти в случае введения военного положения переходит к военным администрациям", — отметил Бортник.

Читайте также: АТО и поиск модели нового мирового порядка

Бортник также обратил внимание на и на политические аспекты, содержащиеся в президентском законопроекте.

"Президент еще раз демонстрирует не только своим оппонентам, но прежде всего своим партнерам по коалиции, что он является верховным главнокомандующим, и у него есть инструмент в виде этого закона, который позволяет ему в критические моменты перебирать на себя всю власть, — подчеркнул политолог. У президента появляется совершенно конкретная "красная кнопка", которую он в случае военных конфликтов либо нестабильности внутри государства — попытка импичмента, развал коалиции, формирование антипрезидентсткой коалиции — может нажать и сконцентрировать всю власть в своих руках".

По мнению Бортника, этот законопроект несколько выходит за рамки действующей Конституции, поскольку Украина является парламентско-президентской республикой.

"Президент является верховным главнокомандующим, и если идти по логике парламентско-президентской республики, более серьезные роли в этих процессах должен отыгрывать Кабинет министров Украины, министр обороны, который все же, хоть и по предложению президента, но назначается парламентом. Мне кажется, вся эта логика законом нарушается, поскольку создается ситуация, при которой в определенных условиях вся полнота власти переходит не к премьеру, как к главному чиновнику парламентско-президентской республики, а к президенту", — подчеркнул политолог.

Интернировать граждан государства-агрессора

Кроме того, законопроект  президента содержит такое новшество, как   интернирование проживающих на территории страны граждан государства, которое осуществляет агрессию против Украины.

"Меры правового режима военного положения: (…) п.23) интернирование (принудительное поселение) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины", — говорится в документе.

Учитывая, что Верховная Рада 27 января 2015 года приняла постановление, в котором Россия объявлена страной-агрессором, то, в случае одобрения законопроекта парламентом и последующего введения военного положения, россияне, проживающие в Украине, могут быть интернированы в специальные "лагеря".

По мнению политического эксперта Михаила Павлива, законопроект, безусловно, написан в той же логике, руководствуясь которой пишут законопроекты о принудительном лишении гражданства Украины.

"В этой логике любой иностранец, которого сочтут опасным (насколько могут быть товарищи в этом вопросе субъективны мы в последнее время наблюдаем), любой лишенный гражданства, которого сочтут опасным, могут быть принудительно интернированы, попросту — помещены в спецнакопители, еще проще — в спецлагеря. Я совершенно не удивлен этим инициативам", — сказал Павлив.

Смотрите также: Порошенко: миротворцы не будут альтернативой миссии ОБСЕ

По мнению экспертов, подготовка новой редакции закона о военном положении  может указывать на готовность Петра Порошенко ввести такой режим в Украине. Учитывая недовольство населения повышением тарифов, продолжающиеся военные действия на востоке Украины и обострившуюся борьбу за власть, не исключено, что президент может ввести военное положение при малейшей дестабилизации ситуации внутри страны.

Самое читаемое
    Темы дня