наверх
11.05.202107:28
Курсы валют НБУ
  • USD27.76+ 0.04
  • EUR33.49+ 0.08

Минские переговоры: условия мира и условия войны. Мнения экспертов

Мирные переговоры в Минске (154)

(обновлено: )2266
О том, какое будущее может быть у Минских переговоров и востока Украины, агентство РИА Новости Украина попросило дать прогнозы в закрытом экспертном опросе полтора десятка членов Лиги экспертов постсоветского пространства из Украины, России и других стран СНГ.

Захар Виноградов, РИА Новости Украина

Объявленное в пятницу, 5 сентября, перемирие на востоке Украины никого не вводит в заблуждение. И та, и другая стороны гражданского противостояния регулярно заявляют о продолжении артиллеристских перестрелок, в Киеве на митингах и по ТВ в различных шоу постоянно говорят о необходимости продолжать перевооружение армии и готовности вести войну с "террористами" и "агентами Кремля" до победного конца.

О том, какое будущее может быть у Минских переговоров и востока Украины, мы попросили дать прогнозы в закрытом экспертном опросе полтора десятка членов Лиги экспертов постсоветского пространства из Украины, России и других стран СНГ.

Необходимо ответить, что в Украине большинство экспертов затрудняются давать долговременные прогнозы. "Мы не можем сейчас строить прогнозы более чем на две-три недели, слишком много всего сразу происходит, ситуация меняется ежедневно", — заявил Михаил Погребинский, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии.

К тому же сейчас паралельно идут несколько процессов, результаты которых, по мнению экспертов, могут сильно повлиять на ситуацию. Это,  прежде всего, досрочные выборы в Верховную Раду, надвигающийся экономический колапс Украины, международная активность и переговоры, которые ведут парраллельно президенты России Владимир Путин и Украины Петр Порошенко с междунарордными организациями и структурами международной безопасности.

Вне Украины эксперты понимают, что не всегда обладают достаточно объективной информацией, поскольку в СМИ идет информационная война. Впрочем, особенно заметно это в самой Украине, где практически не осталось независимых источников информации.

Большинство экспертов считают, что главными итогом Минских переговоров можно считать сами переговоры, то есть начало мирного урегулирования гражданского конфликта на востоке Украины, появление нового формата в  виде Минской переговорной площадки и начало взаимодействия ЕС и ТС.

"Главным ее результатом можно считать сам формат проведенных переговоров. И здесь можно выделить три аспекта. Во-первых, это первые переговоры между ЕС и ТС. Во-вторых, это первые личные переговоры Порошенко и Путина. И, в-третьих, это утверждение Минска как переговорной площадки и Лукашенко как ее устроителя. И вот все эти три аспекта можно счесть прорывными результатами – но не хода переговоров, а самого факта встречи в таком формате", — считает Олег Неменский, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований. 

Примерно такую же оценку дают "минскому переговорному процессу" директор института Кавказа Александр Искандарян, социолог и учредитель компании Research & Branding Group Евгений Копатько, главный редактор журнала "Белорусская думка" Вадим Гигин, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский и др.

В то же время, значительная часть экспертов считает, что Минские переговоры и последующая работа контактной группы не принесет каких-либо ощутимых результатов.

"Минская встреча не повлияла на прекращение гражданского противостояния в Украине, потому участники всего лишь озвучили свое видение и подходы, не задавшись целью найти компромиссные варианты", — утверждает Тофик Аббасов, главный редактор газеты NewBakuPost.

По его мнению, причина невозможности найти компромисс, в том числе и потому, что Петр Порошенко "склонен найти ключ к решению проблемы на Западе", то есть в ЕС и НАТО.

Между тем, по мнению экспертов, например Михаила Погребинского, "украинская проблема сегодня настолько остра и в ситуацию вовлечено столько внешних игроков, что ее разрешение невозможно исключительно в ходе внутриукраинского диалога. Последний крайне необходим, но его должно сопровождать достижение консенсуса по украинскому вопросу между ЕС, Россией и США".

Практически все эксперты, отмечая важность начала переговорного процесса, говорят о его слабой или даже нулевой результативности, объясняя это разными причинами:

— неуверенностью российского руководства в том, что Петр Порошенко контролирует ситуацию в стране,

— что стороны готовы к окончательному мирному урегулированию,

— что внутриполитическая ситуация в Украине позволит местным элитам идти на дальнейшее урегулирование с самопровозглашенными республиками – "ДНР" и "ЛНР", на их условиях.

Противоречивость происходящего процесса, что видно из оценок экспертов, в том, что при продолжении военного противостояния на востоке Украины, тем не менее, конфликтующие стороны, а так же те, кто непосредственно втянут в политическую структуру конфликта (ЕС и Россия) вынуждены начать мирный переговорный процесс.

Причинами, по которым вообще мирный процесс стал возможен, эксперты называют несколько:

— неудачи в военном противостоянии одной из сторон;

— слишком высокая экономическая цена войны для конфликтующих сторон;

— санкции, применяемые к России со стороны западного сообщества, которые становятся все более ощутимыми;

— активное негласное подключение к переговорному процессу украинских олигархов и крупных бизнесменов, чьи активы оказались в зоне ведения военных действий;

— беспокойство Европейского Союза за бесперебойные поставки российского газа.

Большинство экспертов на нынешнем этапе не могут дать точный прогноз о том, какой будет окончательная форма устройства "ДНР" и "ЛНР", так же как не могут дать оценку следующей фазе развития конфликта – каким станет устройство взаимоотношений самопровозглашенных республик и Украины. Причина, по мнению экспертов, в том, что сейчас недостаточно объективных данных о перспективах развития конфликта.

По мнению украинского политолога Вадима Карасева, "есть красная черта, за которую украинская власть не может заступать – это целостность государства и его границ. Все остальное приемлемо и может рассматриваться в качестве поиска компромиссов".

Однако, часть экспертов, например, Ростислав Ищенко, Юрий Городненко и некоторые другие исключают возможность достижения компромисса на условиях Киева.

Читайте также: Военные жертвы АТО: найти и идентифицировать

В целом на нынешнем этапе мирный процесс, по мнению экспертов, может быть продолжен при следующих условиях:

"Необходимо заключение мирного соглашения между "ДНР"-"ЛНР" и Киевом о прекращении огня, обмене военнопленными в формате "всех на всех". В рамках этого соглашения следует предусмотреть проведение выборов местной власти на Донбассе при сохранении целостности Украины, легализации вооруженных сил ополченцев и вывод за пределы страны всей военной техники и других видов вооружений, которые попали в Украину через границу с Россией, а так же вывод из Донбасса всех добровольческих батальонов ("Азов", "Айдар", Днепр1 и 2 и т.п.), возможно, при сохранении на части территории региона частей ВСУ", — Михаил Погребинский.

"Украине необходимо обозначить условия отказа от использования фактора силы. От нее же должна исходить инициатива создания контактной группы, чтобы она смогла бы подготовить соответствующую почву для проведения встреч  полномочных представителей сторон. Это может состояться при условии, что международные организации, и, в первую очередь, ООН, дала бы официальные санкции на формат обсуждения и поиск решений", — Тоффик Аббасов.

"Для этого необходимо политическое самоубийство Порошенко: он должен признать, что идет война не с Россией, а с ополчением Юго-Востока, и пригласить власти двух народных республик к переговорам о федерализации Украины и восстановлении Донбасса. Однако такой сценарий мне представляется совершенно нереалистичным", — Олег Неменнский.

"Киеву необходимо идти на выработку форматов самоуправления Донецка и Луганска, контактируя с донецко-луганскими элитами и обеспечивая им гарантии сохранения власти в своих регионах. Кроме того, гарантировать России участие в принятии решений, касающихся ее интересов. И еще одно условие для Киева  —  добиваться "олигархического консенсуса", гарантируя олигархам сохранение активов. Москве необходимо твердо гарантировать сохранение формальной территориальной принадлежности Донецкой и Луганской областей Украине и четко (хотя не обязательно публично) огласить список своих требований касательно ситуации. При этом необходимо учитывать, что решения ополченцев являются функцией от решений Москвы", — считает Александр Искандарян.

"Данные условия на практике чрезвычайно сложны и вряд ли реально исполнимы, — говорит тот же эксперт. — Общественная ситуация и дискусы накалены до такой степени, что многих консенсуальных решений политики принимать просто не могут. Но альтернативой этим решениям является создание очага конфликта возможно на десятилетия и коллапс Украины как государства. Не говоря уже о крахе элит максимум в среднесрочной перспективе".

Значительная часть экспертов считает единственным условием дальнейших переговоров и поиска разумного устройства взаимоотношений государства Украина и самопровозглашенных республик "ДНР" и "ЛНР" – полная демилитаризация восточных регионов с выходом оттуда участвующих в конфликте добровольцев, как российских, так и украинских.

Читайте также:

Украина и Сирия: перемирие — не больше, чем отложенная война

Владимир Рубан: обмен до последнего пленного

 

Самое читаемое
    Темы дня