наверх
05.05.202404:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Зона свободной торговли СНГ - уже история

Соглашение об ассоциации Украины и ЕС (374)

(обновлено: )1630
Подписание соглашений об ассоциации между Евросоюзом и Грузией, Молдавией, Украиной запланировано на 27 июня. В случае с Украиной речь идет об экономической части соглашения об ассоциации.

Иннокентий Адясов, член экспертного совета при Комитете по делам СНГ Госдумы РФ – МИА "Россия сегодня"

Подписание соглашений об ассоциации между Евросоюзом и Грузией, Молдавией, Украиной запланировано на 27 июня. Молдавия и Грузия парафировали соглашения об ассоциации с ЕС еще в ноябре 2013 года, во время вильнюсского саммита "Восточного партнерства". В случае с Украиной речь идет об экономической части соглашения об ассоциации, политическая часть этого документа уже была подписана в марте этого года Арсением Яценюком.

Что это будет означать для России и всего активного формирующегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?

Долгий путь в Брюссель

Отказ украинского президента Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года (о весомых экономических причинах этого отказа уже написано очень много) стал формальным поводом для начала киевского майдана, который через череду кровавых событий привел к смене власти.

Случайно или нет, но новым президентом страны стал Петр Порошенко – "крестный отец" движения Украины в сторону евроинтеграции и, пожалуй, самый последовательный сторонник создания зоны свободной торговли с ЕС.  

"Ассоциация с ЕС, глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли Украина-ЕС, безвизовый режим с Европейским союзом – это мой мандат от избирателей. Полноценная экономическая интеграция и политическая ассоциация с ЕС – это уже не мечты, а повестка дня на ближайшие годы", – фактически сразу после инаугурации заявил Порошенко.

Киев категорически не хочет прислушаться к мнению даже вполне лояльных к Украине экспертов, которые прогнозируют, что подписание экономического соглашения с Брюсселем любой ценой приведет страну к еще боле плачевным последствиям, чем присоединение к ВТО в 2008 году (напомним, что после этого торговый баланс Украины стал хронически дефицитным). Но политика явно преобладает над экономикой в действиях нынешних украинских властей. 

В Брюсселе любят подчеркивать, что ЕС уже пошел навстречу кризисной Украине, введя в конце апреля этого года временные таможенные преференции. "Евросоюз пошел на это одностороннее облегчение, поскольку хочет поддержать нынешнее правительство в Украине", – заявляют в пресс-службе еврокомиссара по вопросам торговли Карела де Гюхта.

Однако эти преференции временные (до 1 ноября 2014 года), и ЕС не собирается отменять квоты на доступ украинской продукции на свой рынок.

Между тем, сам Порошенко на своем опыте знает, что значит для украинских производителей рынок Таможенного союза и прежде всего России (на Россию приходилось более 50% экспорта кондитерской продукции группы "Рошен", принадлежащей Петру Порошенко). 

Так что не стоит думать, что Порошенко и его окружение не понимает все последствия потери рынка ТС. 

Весьма примечательно, что в самый разгар антироссийской кампании ни один депутат в Верховной Раде не поставил вопрос о выходе Киева из зоны свободной торговли СНГ. Хотя по факту украинский представитель уже отозван из Исполкома СНГ, и Рада не раз заявляла о необходимости прекращения участия Украины в любых программах Содружества Независимых Государств. 

Судя по всему, сверхзадача Порошенко — совместить членство Украины как в ЗСТ СНГ, так и в ЗСТ с ЕС.

Но Россия вряд ли согласится с такой "тонкой игрой" нынешних украинских властей.

Нужна ли России ЗСТ?

Напомним, договор о создании зоны свободной торговле (ЗСТ) СНГ был подписан 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге. Договор включал упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между подписавшими его странами, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества.

Говоря проще, согласно этому договору, Петр Порошенко мог поставлять свои конфеты, а Виктор Пинчук свои трубы в Россию беспошлинно и, по большому счету, без квот.

Этот документ был крайне выгоден Украине и Молдавии, но вот насчет нужности его России сразу возникли вопросы. 

К тому времени уже достаточно успешно действовал Таможенный союз ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана, и ЗСТ СНГ серьезно девальвировала значимость этого союза.

Кроме того, Россия теряла большие отчисления от таможенных платежей (ЗСТ предполагает уплату нулевой ввозной пошлины практически по всем товарным группам) от импорта продукции из стран СНГ.

К сожалению, структура российского экспорта не позволяла серьезно нарастить ответные поставки продукции в страны Содружества.

Но Исполком СНГ – основной разработчик данного договора – тогда убеждал, что на территории постсоветского пространства возможны разные формы экономической интеграции, и они будут успешно друг друга дополнять. Однако Россия и другие страны ТС, к сожалению, получили от создания ЗСТ СНГ совершенно другие результаты.

Украина и Молдавия практически сразу стали настойчиво заявлять, что хотят совместить членство в ЗСТ Содружества и в ассоциации с ЕС. Такое совмещение неизбежно привело бы к тому, что через территорию Украины и Молдавии на рынок ТС хлынул бы поток реэкспортных товаров из Евросоюза. 

Тогда российские власти были вынуждены заявить, что Таможенный союз будет защищать свой рынок через введение ввозных пошлин на товары, поступающие с территории Украины и Молдавии (документы о создании ЗСТ СНГ в принципе предусматривают такую возможность, но сам механизм защитных мер весьма непростой и не может быть введен немедленно). 

Осенью 2013 года казалось, что Украина смогла спокойно просчитать реальные экономические плюсы от сохранения режима свободной торговли с ТС и отказа от ЗСТ с Брюсселем. Но уже в конце февраля 2014 ситуация радикально изменилась.

Украина и ЕС подписали политчасть ассоциации

Сейчас совершенно ясно: Таможенный союз, а точнее, активно формирующейся Евразийский экономический союз готов к решительным мерам по защите своего рынка и вряд ли пойдет на какие-либо компромиссы с Украиной и Молдавией по режиму торговли. 

Отказ от "нулевой пошлины" при поставках продукции в Россию будет означать крах для очень многих украинских предприятий. 

Накануне, на совещании с сельхозпроизводителями в Ставрополе, президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что Россия будет пользоваться всеми механизмами Всемирной торговой организации для защиты своих рынков и пойдет на заключение соглашений о зонах свободной торговли с другими странами только в том случае, если это не будет противоречить интересам отечественных производителей.

По его словам, некоторые страны добиваются создания таких зон с Россией исключительно для того, чтобы их товары попадали на ее большой рынок, а после создания Евразийского экономического союза – и на этот рынок.

"Конечно, нам нужно пользоваться всеми инструментами ВТО, – заявил Путин. – Я знаю, что многие гранды, старожилы ВТО знают все инструменты, которые позволяют защищать свою экономику и, конечно же, это делают". "Нужно быть крайне аккуратными", – подчеркнул он.

Так что, судя по всему, 27 июня 2014 года станет датой начала прекращения деятельности зоны свободной торговли СНГ.           

Вообще ситуация с ЗСТ СНГ весьма показательна для всей деятельности Содружества: большинство проектов и подписанных соглашений так и остались на бумаге, поскольку их невозможно было выполнить при отсутствии наднациональных органов и желании сторон толковать все договоренности исключительно в свою пользу.

Понятно, что ЕАЭС постепенно будет "вторгаться" своими программами в пространство СНГ. Выбор направления развития остается свободным для каждой из постсоветских стран. Остается только надеяться, что новый Евразийский союз сможет развить все те положительные моменты, которые были в работе СНГ.

 

Самое читаемое
    Темы дня