наверх
08.05.202418:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Выборы 25 мая: Тимошенко Vs. Порошенко – нашла коса на камень

Предвыборная гонка в Украине (467)

(обновлено: )73
1 сентября 2005 года, граждане Украины, включив свои телевизоры, были несколько огорошены увиденным… Вместо репортажей о первых школьных звонках они увидели репортаж о драке у проходной Никопольского завода ферросплавов.

Сергей Белоносов, РИА Новости Украина

Чуть меньше девяти лет тому, 1 сентября 2005 года, граждане Украины, включив утром свои телевизоры, были несколько огорошены увиденным… Вместо приличествующих этому дню репортажей о первых школьных звонках и скорбных напоминаниях о годовщине начала Второй Мировой войны, телезрители увидели прямой репортаж о массовой драке у проходной Никопольского завода ферросплавов.

Рабочие завода из последних сил сдерживали напор строя людей в балаклавах и черной форме без знаков принадлежности и различия. Над толпой стоял гул и мат, звенели разбитые стекла, кому-то бинтовали голову… Понять, что именно происходит, было, естественно, мудрено, но то, что это событие из ряда вон, стало понятно даже непосвященным…

Позже в новостях последовали некоторые разъяснения происходящему. Из них можно было понять, что некая частная "охранная" фирма, во исполнение сомнительного судебного решения, пыталась взять под контроль территорию предприятия. Причем распоряжения этой фирме отдавали представители финансово-промышленной группы "Приват", принадлежащей Игорю Коломойскому и действия ее были полностью одобрены тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко.

Из заявлений самой Тимошенко следовало, что этот эпизод является частью борьбы за изъятие контрольного пакета акций ферросплавного завода у зятя бывшего президента Виктора Пинчука, поскольку эти акции, в свое время, были приобретены им незаконно и должны быть возвращены государству.

Пинчук, в свою очередь, ссылался на противоположные судебные решения и заявлял, что, собственно, государство, никакого интереса к его пакету акций не проявляет – в отличие от Коломойского, давно имеющего увесистую долю в этом бизнесе и вознамерившегося подмять его под себя полностью.

Сейчас нет смысла углубляться в подробности того скандального дела, тем более, что и тогда в них были посвящены очень немногие. Нам оно интересно, в первую очередь, упомянутым "первосентябрьским" эпизодом и его политическими последствиями. А они были существенными: тогдашний украинский президент Виктор Ющенко не мог сделать вид, что он не в курсе происходящего и немедленно потребовал от "премьерки" подробного отчета об этом мутном мероприятии и о ее собственном участии в нем.

Реакция Тимошенко оказалась молниеносной и "ассиметричной" - уже через день громогласно подал в отставку "госсекретарь" Александр Зинченко, заявивший, что в стране произошел "контрреволюционный реванш" и что он не в силах больше терпеть коррумпированное окружение президента. Спустя пару дней Зинченко объявил имена коррупционеров и первым в их числе оказался…  секретарь СНБО Петр Порошенко.

Сама Тимошенко эти заявления никак не комментировала, но это ей помогло мало – еще через пару дней Ющенко отправил ее в отставку вместе со всем Кабмином, а на следующий день в отставку отправился и Порошенко, после чего гражданам Украины и международной общественности стало ясно, что Помаранчевая революция скончалась, не протянув и года.

К сожалению, Зинченко не стал конкретизировать, в чем именно заключались коррупционные деяния Порошенко, но было понятно, что одним лишь содействием Пинчуку в его "обороне" Никопольского ферросплавного они не ограничивались. Можно вспомнить, что в это же время Тимошенко отбивала у того же Пинчука "Криворожсталь", незаконно приобретенную на паях с Ринатом Ахметовым, а можно вспомнить и о том, что в стране шла настоящая рейдерская война за владение областными энергокомпаниями, причем в Черниговском и Прикарпатском облэнерго она вылилась в боевые действия похлеще, чем вышеупомянутые никопольские – просто эти события не попали в прямой эфир центральных телеканалов.

Нападавшей стороной тогда считался скандальный "российский бизнесмен" Константини Григоришин, оборонявшейся – братья Суркисы, однако сейчас, по прошествии времени и после разбирательств в лондонских судах, известны имена "действительных субъектов" той войны – это все те же Петр Порошенко и Игорь Коломойский.

Понятно, что после отставки премьера и главы СНБО война между ними не прекратилась, и она в разнообразных формах продолжается до настоящего дня, выйдя уже на "финишную прямую" противостояния кандидатов в президенты. В принципе, ничего особенного в этом не было бы, если бы не одно обстоятельство – абсолютная нетерпимость оппонентов друг к другу, полное игнорирование любых правил и патологическая склонность к решению проблем путем прямого насилия.

Можно было бы добавить сюда и политическую демагогию и просто трамвайное хамство, но эти "черты", увы, присущи всем субъектам украинской политики и не являются исключительным свойством упомянутых политических групп. Хотя, люди Коломойского, все же, ухитряются и тут оказаться "в авангарде".

В том же 2005-м, будучи раздосадованными отсутствием поддержки своих начинаний (не только с НЗФ, но и с рынком "Озерки" и с еще парой объектов) со стороны назначенного днепропетровским губернатором Еханурова, они развернули публичную кампанию по его дискредитации от имени странной организации, именуемой "объединением избирателей Днепропетровска".

Представляли эту организацию, в основном, "помаранчевые" активисты, отличившиеся в недавней борьбе с "избирательными фальсификациями" и отличавшиеся удивительно буйным нравом, которому могли позавидовать и костоломы-рейдеры. Даже официальные(!) обращения этой организации к губернатору были насыщены "сортирной" тематикой, а публичные заявления сопровождались уже откровенным матом.

Ехануров, уж на что сдержанный, вынужден был жаловаться и принимать меры. Впрочем, ничего удивительного в таком поведении не было – активисты просто "забылись", не учли, что воюют уже не с "кончеными рыгами", а с представителем "народного президента".

"Революция" для этих людей всегда была не более чем поводом размазать по стенке тех, кто с ними в чем-то не согласен. Даже странно, что, встречая сопротивление, они немедленно начинают ныть о "политических преследованиях", "покушениях на свободу" и даже "антинародном режиме". Так, в начале уже нынешнего года, будучи в очередной раз выброшенными с днепропетровского рынка, "приватовцы" объявили себя жертвой репрессий, а в качестве доказательства своей оппозиционности сообщили, что… включали на большом рыночном экране трансляции с киевского майдана.

Эту ахинею совершенно серьезно сообщал, например, Борис Филатов, гастролируя по Израилю с лекциями о теории и практике городской партизанской войны. Да-да, тот самый Филатов, рекомендовавший, спустя пару месяцев, революционным властям "давать мразям любые обещания, а вешать – потом".

Можно, конечно, сказать, что это только слова. Однако, как показала практика последних месяцев, эти слова имеют свойство реализовываться. И если в 2005-м "порядок" на избирательных участках обеспечивался матом, то теперь активисты вооружены уже автоматами.

И если раньше над ними была, какая-никакая власть, то сейчас они уже сами являются "властью". И руководят ими отнюдь не мечтательные идеалисты, а люди, создававшие в "бандитские 90-е" финансово-промышленные империи. Люди, знающие чего они хотят и готовые смести на своем пути все.

Впрочем, не отстает от политических лидеров и "общество". Градус нетерпимости в политических дебатах просто зашкаливает. В порядке вещей уже не только велеть оппоненту на теледебатах "заткнуться", но даже избить его толпой на выходе из телестудии. Куда уже дальше?..

Социолог Евгений Копатько недавно отметил тот факт, что вандализм в отношении рекламных носителей с предвыборной агитацией приобрел массовый характер. Мне этот факт показался достойным пристального внимания, но те, кому я о нем сообщал, отмахивались от него, как от чего-то совершенно несущественного. Зря. Могу лишь напомнить, что толпа, шедшая 2 мая в Одессе громить "Куликово поле" (вели ее, как раз, "порошенковцы", а то я, вроде, как все о "коломойцах") на протяжении всего пути "разогревалась" именно крушением лайтбоксов с предвыборной агитацией. И то, что произошло далее – не случайность, а совершенно закономерный итог. Начать легко, а остановиться – невозможно.

И не стоит утешать себя тем, что насилие направлено в сторону каких-то "чужих". История свидетельствует о том, что самые кровавые и непримиримые войны происходили, как раз, между "своими" - особенно, после окончательных и бесповоротных побед.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня