наверх
05.05.202412:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина пойдет по пути федерализации?

Политический кризис в Украине (1691)

(обновлено: )186
Последние драматические, а порой и трагические события в Украине вновь поставили вопрос не только о структуре правительства и возможных изменениях Конституции страны, но поиске новой модели отношений между столь разными частями Украины.

Иннокентий Адясов, член экспертного совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы РФ – РИА Новости

 

Последние драматические, а порой и трагические события в Украине вновь поставили вопрос не только о структуре правительства  и возможных изменениях Конституции страны, но поиске новой модели отношений между столь разными (в историческом, ментальном и экономическом плане) частями Украины.

 

Все чаще политические аналитики и эксперты в Украине видят в федерализации ключ к долговременной стабильности в разрываемой сейчас противоречиями республике.

Причем дискуссия о федерализме на Украине имеет весьма длительную историю.

 

Основатели независимой Украины видели ее федерацией

 

За федерализацию Украины выступали в прошлом Михаил Драгоманов, Сергей Подолинский, Михаил Грушевский (по горькой иронии именно на названной в его честь улице Киева происходили самые ожесточенные столкновения за всю историю постсоветской Украины).

 

Парадоксально, но за федеральное устройство Украины выступал и создатель Руха украинский националист Вячеслав Чорновил. Он был уверен, что невозможно будет долго удерживать в едином унитарном поле столь разные регионы бывшей УССР, границы которой в окончательном виде утвердились лишь в 1954 году.

 

Крайне популярна идея Украины как "федерации регионов" была на востоке и юге страны в период распада СССР (таким образом восток и юг хотели сохранить свои исторически  крайне тесные отношения – прежде всего экономические – с Россией).

 

Но наиболее далеко в процессе федерализации Украина продвинулась в конце 2004 года. Напомним, что тогда, в ответ на "первый майдан" в Киеве и отказ облсоветов западных областей признавать центральную власть, в Северодонецке Луганской области был созван    Всеукраинский съезд депутатов всех уровней, которой принял  решение о создании Юго-Восточной Автономной Украинской Республики.  

 

После достижения "большого компромисса" между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем (в которой входила и конституционная реформа, серьезно ограничившая власть президента Украины) о решениях Северодонецкого съезда решили "забыть" (дело  опять свелась к разговорам о расширении прав регионов), но в последние недели на востоке и юге вновь стали часто вспоминать о Юго-Восточной Республике.

 

Весьма примечательно, что в некогда монолитной "Партии регионов" сейчас появляется все больше сторонников федерализации, что, впрочем, вполне естественно для политической силы, которая провозглашает себя именно партией регионов.

    

Основное требование – бюджетный федерализм

 

Еще до последних событий областные советы на востоке и юге Украины не раз ставили вопрос о необходимости изменения бюджетной системы страны, которая забирает значительную часть доходов этих регионов в пользу дотационных западных областей.

 

Бюджетный федерализм в понимании востока и юга будет означать построение системы формирования бюджетов не как сейчас, сверху вниз, – большинство доходов уходит в Киев, и тот может дать или не дать средства на нужды регионов, а снизу вверх, когда местные бюджеты в первую очередь наполняются  из налоговых поступлений, сформированных на местах, и здесь же принимаются решения о расходовании средств.

 

В таком случае федеральный центр в Киеве получал бы налоговые отчисления из регионов под заранее оговоренные управленческие функции (оборона, внешняя политика, общеукраинская транспортная  инфраструктура, преодоление последствий на Чернобыльской АЭС и т.п.) – и не более того.

 

Сейчас в регионах-донорах все сильнее настроения  против финансовой поддержки тех областей (точнее, властных элит областей), которые имеют диаметрально противоположные с востоком и югом взгляды как на прошлое, так и на будущее Украины.

 

Весьма красноречиво высказался на эту тему депутат Верховной Рады Олег Царев – один из неформальных  лидеров "движения за федерализацию" внутри Партии регионов: "Я считаю, чтo oптимальный выхoд для Украины – федерализация. Кoгда на западе ставят памятники Бандере на деньги, зарабoтанные на вoстoке – этo не справедливo. У нас разные церкви, разные герoи, разнoе oтнoшение к истoрии. Нужнo дать каждoму региoну возможность развиваться самoстoятельнo и самoму решать свoи прoблемы".

 

Парадокс нынешней ситуации заключается именно в том, что облсоветы западной Украины, которые всегда были против идеи федерализации страны, своими антиконституционными действиями (отказ подчиняться решениям Верховной Рады, запретом деятельности Коммунистической партии и "Партии регионов") активно разрушают унитарное устройство страны, и этот процесс уже вряд ли удастся остановить.           

 

В свою очередь резко ухудшающаяся в результате глубочайшего политического кризиса экономическая ситуация будет толкать регионы востока и юга Украины к введению  бюджетного федерализма по факту (этим областям просто придется самим спасать себя, не надеясь на нестабильную власть в Киеве, постоянно раздираемую клановыми противоречиями).

 

Представляется, что в интересах Киева как центра самому в ближайшее время  инициировать процесс запуска бюджетного федерализма, то есть создать для каждого региона Украины ясные и понятные условия для развития. В противном случае, вполне вероятно, центру придется уже следовать за решениями регионов-доноров, что еще больше усложнит ситуацию в стране.

 

Крым и Закарпатье – пионеры федерализации 

 

Формально и сейчас Украину нельзя назвать унитарным государством: в ее составе есть Крым, точнее, Автономная Республика Крым (АРК).

 

Неслучайно почти все лидеры еромайдана, и прежде всего одиозный лидер крайне правой  партии "Свобода" Олег Тягнибок, называют ликвидацию автономии Крыма чуть ли первой задачей после своего прихода к власти.

 

Но такая позиция вызывает крайне резкую ответную реакцию в АРК – как среди населения, так и среди политических элит.

 

Идею федерализма сегодня активно поддерживает премьер-министр Автономной Республики Крым Анатолий Могилев, инициировавший расширение полномочий Крыма и местной конституции до уравнивания в правах с центральной властью в Киеве.

 

Крым имеет все возможности защитить свою автономию от претензий различных экстремистов и силовым путем, на территории АРК находятся самые подготовленные части МВД Украины.

 

Так, полк спецназа внутренних войск "Тигр", базирующийся на полуострове и комплектуемый в основном из крымчан, сейчас чуть ли решающая сила в отпоре крайне правым экстремистам в Киеве.

 

Сам же Анатолий Могилев до 2011 года был главой МВД Украины.

 

Процессы федерализации сейчас набирают обороты и в таком уникальном регионе Украины, как и Закарпатье.

 

Уникальность Закарпатья обусловлена и этническим фактором – в составе населения региона русины, которых официальный Киев упорно не хочет признавать отдельным народом, и историей – Закарпатье вошло в состав Украины только в 1946 году (в 1945 г. оно было передано из Чехословакии в СССР).

 

Играет важную роль и экономический фактор – через Закарпатье в Европу проходят основные экспортные трубопроводы, но регион ничего не получает от этого, все платежи

за транзит российского газа уходят в Киев.

 

В декабре 1991 года население Закарпатья на референдуме большинством в 78% принявших в нем участие голосов высказалось за придание области автономного статуса.    

 

Сейчас основные требования Закарпатья к центру можно свести двум пунктам: придание русинскому языку статуса государственного (на территории исторического края) и   перераспределение доходов от транзита российских газа и нефти в пользу населения Закарпатского региона.

 

Самоопределение нации

 

Что сегодня может объединить такую неоднородную украинскую нацию, какая политическая модель государства?

 

Безусловно, никто ни в коей мере не может диктовать суверенной Украине свое видение устройства страны.

 

Россия как соседняя дружественная страна, возможно, больше всех заинтересована, чтобы Украина максимально быстро вышла из глубокого кризис, в котором она оказалась.

 

И вполне вероятно, что именно федеральная Украина сможет выйти на новый уровень отношений с Российской Федерацией, что, безусловно, как в интересах Москвы, так и Киева.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Самое читаемое
      Темы дня