РИА Новости Украина
Многие авиакомпании, в частности Air France были поставлены на прослушку американскими и британскими службами безопасности. Об этом сообщила газета "Монд", на основе архивов осведомителя Эдварда Сноудена. Могли быть перехвачены телефонные разговоры пассажиров, в том числе секретные данные и коды. Означает ли это, что шпионаж теперь не имеет границ с технической и юридической точки зрения?
Sputnik France поговорил с экспертом в области киберстратегии Янником Арелем (Yannick Harrel): "С точки зрения этики речь идет о персональных данных, о предварительном согласии пассажиров самолетов и о составлении картотеки пассажиров в соответствии в давно выдвинутым требованием. Для американцев это не столько вопрос этики, сколько вопрос охраны территории. Тем более учитывая принцип экстерриториальности американских законов, начиная с "Патриотического акта", предполагающего охрану жизни американских граждан, так как прибытие или переезд считаются потенциально опасными.
Разоблачения Сноудена не меняют картину в том, что касается кибершпионажа. Речь идет о технических приемах, это главное".
Также эксперт сказал свое мнение о составлении так называемой картотеки данных пассажира (PNR – passenger name record)
"Необходима информация и предупреждение. Пассажир должен иметь право доступа и изменения этих данных. Главное – надо обеспечить безопасность картотеки. При составлении и централизации картотеки всегда есть входы и выходы. Всегда есть возможность неправильной засылки данных программного, материального порядка или связанного с человеческим фактором".
За последние два дня в прессе появилась информация о двух делах, связанных со слежкой за французскими гражданами со стороны американской или английской разведки. Однако Елисейский дворец, МИД и даже МВД Франции хранят молчание, несмотря на то, что в деле замешаны послы Франции в Чаде, Нигере и Конго (ДРК). На прослушке были и высокопоставленные лица, такие как Эммануэль Глиме (Emmanuel Glimet), директор канцелярии госсекретаря по внешней торговли Анны-Марии Идрак (Anne-Marie Idrac), а также заместитель директора канцелярии министра экономики Кристины Лагард (Christine Lagarde). Кроме того, в деле фигурирует председатель Всемирной торговой организации Паскаль Лами (Pascal Lamy).
Дамьен Ламперёр (Damien Lempereur), представитель партии "Вставай, Франция" (Debout la France), возмущен отсутствием реакции со стороны властей: "К сожалению, это неудивительно, потому что уже было мало реакции или ее совсем не было, когда стало известно о предыдущей прослушке. Когда в деле была замешана еще и Германия. Франция тогда очень вяло отреагировала, в то время как реакция Германии была гораздо более энергичной, что казалось, кстати, совершенно нормальным. Это опять-таки выдает, конечно же, своего рода подчиненную позицию по отношению к нашим американским союзникам, что шокирует, но не удивляет".
Жером Ламбер (Jérôme Lambert), депутат-социалист, считает, что прослушка, хотя и достойна осуждения, стала неизбежной реальностью: "Сегодня технологии позволяет так себя вести. Это может возмущать, но на самом деле политическое руководство, военное руководство, бизнесмены всех стран мира должны знать, что, где бы они не находились, их могут поставить на прослушку большая часть стран мира". Стран, которые прибегают к прослушиванию "в отношении всех остальных, союзников или нет, так как в том, что касается экономических дел, с союзниками не считаются".
По мнению депутата, в такой ситуации политика или бизнесмена больше всего беспокоит то, что дело получает огласку, и он будет выглядеть "доверчивым".
"Кто может быть доволен тем, что это становится достоянием общественности? В конечном итоге деликатными такого рода дела делает публичная огласка, так как ни один руководитель в мире ни на секунду не может себе представить, что его может поставить на прослушку какая-нибудь крупная или даже средней величины держава. Сегодня существуют средства, позволяющие это сделать. Неприятно, когда это выходит наружу, потому что политик в таком случае кажется доверчивым".
Читайте также: Топ событий недели: Княжичи, намек на безвиз, "хата" Азарова и "файлы" Онищенко