наверх
01.05.202406:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Станет ли Гройсман украинским Бальцеровичем. Мнение экспертов

Гройсман, Парубий и новый Кабмин. (976)

(обновлено: )50310
Политолог Валерий Дымов и экс-заместитель министра экономики Владимир Рябошлык прокомментировали заявление Лешека Бальцеровича о необходимости проведения решительных и всеобъемлющих реформ.

Решительные и всеобъемлющие реформы являются более эффективными, нежели постепенные. Об этом заявил сопредседатель Группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине Лешек Бальцерович.

По словам Бальцеровича, постепенность и отсрочка в проведении реформ – это неправильный путь, а страны, которые последовали этому совету, заплатили очень высокую общественную цену. Они пришли к более низкому доходу на душу населения, чем Польша или страны Балтии, которые не тратили времени.

Еще одной ошибочной точкой зрения, по мнению Бальцеровича, является отсрочка либерализации ради построения лучших государственных институтов власти. Также важной является реформистская риторика.

Читайте также: Устенко: многие преувеличивают "реформы" Бальцеровича

Заявление Лешека Бальцеровича и процесс проведения реформ в Украине в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал политолог, директор Центра общественно-информационных технологий "Форум" Валерий Дымов.

Хватит ли властям политической воли провести реформы мгновенно и быстро, как говорит Бальцерович?

– Мы знаем, как и откуда пришла эта власть. Я думаю, ей надо понимать, что без политической воли будет сложно. А не будет осуществлять реформы – она тогда отойдет, как отошел Яценюк.

Украина уже давно перезрела реформами, она ими беременная уже 20 лет, но ничего не делалось. Если в экономическом аспекте реформы, как операция, нужны, то в политическом аспекте, как правило, их в демократическом обществе не делают от хорошей жизни, потому что они всегда непопулярны.

Но в том то и дело, что нынешняя власть и эти люди, пришедшие якобы с Майдана, а на самом деле со сцены Майдана, они остаются обломками старой системы. Напомню, что Яценюк стал непопулярным не потому, что он сделал что-то непопулярное, а потому, что не сделал того, чего от него требовали граждане: не преодолел коррупцию, не сеял того, что должно было дать всходы в политическом аспекте.

Очередной проект иностранцев-реформаторов нам представляют в виде Бальцеровича. Как долго эта риторика о предстоящих реформах, которые вскоре начнутся, будет восприниматься обществом?

– Бальцерович провел свои реформы в Польше, поэтому он и проиграл выборы. Миклош делал эти реформы, поэтому он и проиграл выборы. Выборы проиграл даже Черчилль в 1945 году, выиграв войну. Выборы почти проиграла, если бы не война, Тэтчер, которая также делала реформы. Активная часть общества требовала реформ. А они не могли этого сделать, потому что новыми заплатами старая одежда не ремонтируется.

Старые политики не могли сделать того, что не могло соответствовать их политическим интересам, потому что они – старая система, они связаны друг с другом корпоративными связями, когда тотальная коррупция, когда сверху ничего не менялось. И они не могли преодолеть экономические интересы тех олигархических кланов, которые стоят за политическими партиями.

Сможет ли провести такие реформы Гройсман?

– Я уже говорил: надо или делать, или идти в никуда. То, что он прекратил субсидирование из бюджета "Нафтогаза", называется повышением тарифов. А надо называть все своими именами, правильно. Он это сделал и понимал, что это не будет популярным. Он за популярностью не гонится.

Если он свою риторику будет подтверждать экономическими действиями, может быть, он и проиграет какие-то выборы, и, хотя Бальцеровичем он точно не станет, но начинает он относительно правильно.

То есть вы поддерживаете начальные действия нового правительства?

– Политически мне не выгодно сейчас поддерживать непопулярное правительство, но если оно будет дальше такие шаги делать, то у него получится то, что не получилось у Яценюка.

А если этого не произойдет, то сколько времени есть у действующей власти, чтобы, не меняя риторику, говорить о реформах, приглашать новые команды реформаторов?

– Общество не воспринимает такой риторики. Мы уже в определенной степени увидели, что Яценюк ушел не потому, что отправил его в отставку президент, как было при Кучме. Не потому, что были перитрубации, беспорядки. Он ушел из-за давления общества, потому что он был непопулярным. Он очень хорошо, точно говорил, но, по мнению общества, ничего не сделал.

У правительства Гройсмана даже не год, который они получили в результате договоренности в парламенте, потому что и года не протянут, если будет давление общества. Если он этого не понимает, он будет очередным политическим самоубийцей. И этого мандата, который дали кланы в парламенте, не будет, потому что никто не может действовать вопреки обществу. Яценюк своим неучастием в местных выборах это подтвердил.

Другие политические оппоненты также не являются теми, кто способен действовать вопреки собственным политическим и экономическим интересам. Поэтому Гройсман вынужден будет это делать – и он не от хорошей жизни начал перегонять требования МВФ по повышению тарифов до экономически обоснованного уровня. Поэтому у них, как говорит Луценко, есть "чуйка". Если "чуйка" подведет, то, я думаю, они проиграют место во всех политических процессах.

Какие реформы необходимо провести в первую очередь, на 106 FM также пояснил экс-заместитель Министра экономики Украины Владимир Рябошлык.

Как вы прокомментируете заявление Лешека Бальцеровича по реформированию экономики Украины?

– Я еще почти два года назад официально заявлял, что министры-иностранцы – технология манипулирования толпой. Это попытка власти продержаться еще три года, и для этого надо подбрасывать пропагандистские пузырьки, что якобы иностранные эксперты нам помогут.

Во-первых, это очень общее и неконкретное предложение – эти быстрые реформы. К сожалению, иностранные эксперты и наши собственные реформаторы избегают главного пункта теории реформ: что каждая реформа должна подразумевать группы, которые в ней не заинтересованы, которые от этого теряют и оказывают сопротивление. Именно об этом никто не говорит.

Здесь яркий пример: самый цивилизованный налог, принятый во всем мире – налог на имущество, который снимается с его стоимости. По три дворца мы можем спрятать, платить копейками за каждый квадратный метр. В этом плане Порошенко с Януковичем солидарны.

Вы видите перспективу, что такие реформы будут внедрены?

– На уровне общих фраз это известно уже 25 лет. Если Бальцерович хочет помочь, то надо пожить в Украине и понять ситуацию – что корень проблемы в группах, которые теряют от реформы, которая им не выгодна.

Самый типичный, цивилизованный налог – это налог на имущество по стоимости. Не получится спрятать коня, но можно скрыть все разговоры о его налогообложении. И это та политическая сила, которая первым пунктом поставила проведение быстрых радикальных реформ.

Итак, вопрос упирается в политическую волю. Все клянут золотой унитаз, но все это до сих пор не облагается налогами – и Украина единственная в мире, которая этого не делает. То есть надо сделать определенные прорывы, а не советовать кому-то что-то копировать.

Тем временем эксперт Юрий Бутусов в эфире "ГС" заявил, что реформы в армии намеренно тормозит руководство страны. Он уверен, что власти не намерены что-либо менять в оборонных структурах.

При этом эксперт по вопросам правоохранительных органов Михаил Притула заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что реформу МВД можно провести за один день и без миллиардных вложений. По его мнению, для эффективной реформы МВД даже не нужно менять законы.

Самое читаемое
    Темы дня