наверх
26.04.202417:13
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Цена на топливо состоит практически из акциза — эксперт

(обновлено: )157420
Министр энергетики Владимир Демчишин объявил, что бензин должен подешеветь до конца января. Главный редактор журнала "Деньги.ua" Александр Крамаренко пояснил, почему темпы падения цен на топливо в стране не соответствуют их падению на нефть.

Министерство энергетики и нефтетрейдеры договорились о снижении цен на нефтепродукты для населения. Министр энергетики Владимир Демчишин заявил, что бензин должен подешеветь до конца января.

Отметим, что с 16 января часть АЗС уже начала снижать цены на бензин и дизельное топливо. При этом цена бензина "А-92" составляет 18,92 грн за литр, однако из них лишь 7,15 грн – это закупочная стоимость.

Каким образом рассчитывается цена на топливо, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил главный редактор журнала "Деньги.ua" Александр Крамаренко.

Нефть дешевеет, а цены на бензин не падают. Почему?

— Все заканчивается очень плохо, когда министерство вызывает к себе нефтетрейдеров и стучит по столу кулаком со словами: ребята, немедленно снизьте цены. Обычно это заканчивается тем, что увеличивается процент "бодяги" на АЗС, то есть падает качество продукта. К хорошим результатам приводит качественная антимонопольная политика, демонополизация рынка. Когда возникает конкуренция, тогда сразу все становится на свои места. Что касается того, почему действительно может не падать розничная цена на топливо так же быстро, как падает цена на нефть: между закупкой сырья и выпуском готового бензина должно пройти какое-то количество недель. То есть так называемый "лаг" может длиться порядка 3-4 месяцев.

Какие еще факторы влияют на цены на топливо?

— Допустим, Украина покупает его в Средиземноморье, в Белоруссии, в Литве. Время на доставку тоже надо иметь в виду. Кроме того, в Украине очень высокие акцизы на бензин. И с первого января они подняты еще на 13%. Но и это не самое интересное. Самое интересное то, что наши замечательные власти рассчитывают эти акцизы в евро. То есть курс растет — и автоматически увеличиваются налоги. А ведь кроме акциза — это двести с лишним евро на тонне бензина — существует еще НДС, существует розничный акциз величиной 5%. С учетом этих накруток мы и получаем цену, близкую к той, что у нас сейчас есть. Да, она может быть снижена на 2-4 гривны, но для этого надо не стучать кулаком по столу, а проводить качественную антимонопольную политику.

Какой процент цены бензина составляют все налоги и акциз?

— Налоги составляют, без малого, половину цены на топливо.

А сколько приблизительно должен стоить бензин?

— У разных сетей могут быть разные издержки на логистику, на доставку. Это рынок, а на рынке приемлемая для потребителей цена может установиться только в том случае, когда не будет монополии. А пока монополия фактически есть, судя по тому, как завышены цены.

Валютные ограничения как-то влияют на состояние рынка?

— Конечно. Нефтепродукты — это товары критического импорта, без них экономика останавливается. А сейчас НБУ в ручном режиме ограничивает импортеров, не открывая доступ к покупке валюты.

На экономической конференции в Давосе говорили о четвертой индустриальной революции. Что она собой представляет?

— Начнем с того, что сам термин "индустриальная революция 4.0" появился минимум лет пять назад. Речь идет о том, что интеграция цифровых возможностей, развитие биотехнологий, развитие Интернета до уровня "цепи вещей", когда будут объединяться не только смартфоны и компьютеры, но и стиральные машины, холодильники, отопительные котлы и кондиционеры, приведут к созданию разумной среды. Это и есть признак "индустриальной революции 4.0". Каждый год на конференции они находят какую-то топовую тему, которая достойна обсуждения и будет определять лицо экономики на ближайшие годы. В этом году они сочли необходимым говорить о "революции 4.0". К этому их подтолкнула история со снижением цен на сырье, с увеличением доли интеллектуальных бизнесов, связанных с информационной средой в мировом ВВП. Эта сфера приносит все больше денег.

Сможет ли Украина участвовать в этом процессе?

— Любая революция обнуляет возможности тех, кто был лидерами до этого. Безусловно, наличие денег, капиталов, хорошего бизнес-климата создает паритетные условия для развитых стран. Но и для таких государств, как Украина, тоже есть шанс. Есть такая шутка, что нельзя за счет 300 тысяч айтишников поднять страну. Но для Украины эта сфера может стать центром роста. И еще одно: те, кто будут заниматься этой самой "революцией 4.0", не перестанут кушать. А Украина является участником пула мировых экспортеров продовольствия, и тут вопрос в том, чтобы наши компании и фермеры экспортировали меньше сырья и больше готовой еды, больше зарабатывали на этом.

Что нужно поменять, чтобы идти в ногу со временем и отвечать вызовам четвертой технической революции?

— Делать экономику более открытой, бороться с коррупцией. То, что нужно для сферы IT, это то же самое, что нужно для всех. Это стабильное налоговое законодательство, отсутствие коррупции, возможность спокойно заводить в Украину заработанную валюту. К слову, у нас PayPal не имеет возможности заводить сюда валюту, то есть люди не могут с его помощью получать заработанное. А ведь речь идет о миллиардах долларов!

Систему образования тоже нужно менять?

— Да, но нужно отдавать себе отчет в том, что Украина имеет великолепную базовую позицию в этом плане. У нас очень хорошие возможности по образованию в точных науках. И нужно создавать возможности для того, чтобы украинские студенты имели возможность ехать учиться куда-то. Кредитовать, упрощать возможность выезда, оставлять за людьми рабочее или учебное место на время этой стажировки. Также государство точно должно заняться интернетизацией образования в глубинке. Чтобы дети в небольших городках и селах имели доступ к качественному образованию через Интернет. Невозможно в села загнать хороших учителей, к этому нужно спокойно относиться. Но точно можно создавать интернет-библиотеки, возможности обучаться посредством онлайн-курсов.

Ранее президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук заявлял в эфире радиостанции Голос Столицы, что цены на нефтепродукты снижаться не могут, так как гривна постоянно падает.

В то же время директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн ранее заявлял, что власти намерены бороться с "левым" бензином с помощью акцизных накладных при импорте нефтепродуктов, и в связи с этим дешевый бензин может скоро исчезнуть с автозаправок.

Самое читаемое
    Темы дня