наверх
07.05.202406:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Днепр. С чем связано массовое увольнение директоров школ?

(обновлено: )2553416
Мэрия Днепра внезапно и втихомолку уволила почти два десятка руководителей школ. В этом процессе, который педагоги называют зачисткой, попытались разобраться депутаты горсовета. И, пожалуй, только еще больше запутались.
Вид на Днепр (ранее Днепропетровск)

РИА Новости Украина

На протяжении последнего месяца в Днепре уволили 17 директоров школ. Формальным основанием для этого является исчерпание срока контракта. Но на этом основании увольняют не всех руководителей школ. И конкурсы среди претендентов на должность не проводятся, исполнять обязанности директора назначают завуча школы, пишет Ольга Фоменко.

Самое удивительное в том, что с увольняемыми никто из мэрии не встречается, не объясняет причин недовольства и не раскрывает недостатки в работе.

"Мне только показали, где я должна расписаться, – рассказывает экс-директор школы №139 Тамара Стеблина. – Отдали трудовую книжку и сообщили, что контракт со мной не подписан…"

Читайте также: После реформы образования учителя готовы к стачке

"Меня вызвали в департамент, сказали, что закончился контракт и что продлевать его не будут, – говорит экс-директор школы №110 Елена Чемелюх. – Сказали, что поступает много обращений от родителей по поводу сбора денег. Я попросила показать эти жалобы, но никто мне ничего не показал, естественно".

"Пригласили в департамент, выдали трудовую, сказали, где расписаться, и я ушла, – говорит экс-директор школы №135, заслуженный учитель Украины Любовь Дворяткина. – Ничего не объясняли…"

В мэрии на вопросы об увольнении директоров отвечают крайне неохотно и скупо. И предупреждают, что увольнения "еще будут и будут". Выносить решения о продлении контракта с тем или иным директором будут члены какой-то комиссии при департаменте. Кто эти люди – тайна за семью печатями.

"Я обратилась в городской совет с запросом о составе комиссии. Мне вообще ничего не ответили, проигнорировали информационный запрос!" – рассказывает коллега с 11 телеканала.

Утверждался состав комиссии приказом департамента. А такие документы в открытый доступ попадают очень редко.

"Это работники управления образования, представители родительского комитета. Комиссия рассматривает работу директора по разным критериям. А именно — по общему состоянию успеваемости, дисциплине, количеству жалоб. И делается общий вывод", – туманно уточняет вице-мэр Александр Шикуленко.

Докопаться до первопричин массового увольнении директоров школ попытались в депутатской комиссии горсовета по вопросам образования.

Жалобы или анонимки?

"Мы пригласили учителей и послушаем сотрудников департамента гумполитики. Мне поступали звонки, моим коллегам звонили, люди возмущаются. Собираются проводить вече против увольнения директоров", – говорит председатель комиссии Наталья Демидова.

"Департаментом принималось решение продлевать или не продлевать комиссионно, – говорит директор департамента Ксения Сушко. – Комиссия рассматривала каждого конкретного директора, следующим этапом было собеседование с заместителем городского головы Александром Шикуленко".

"Но все-таки расскажите более подробно об увольнении. Чтобы общественность знала, что депутатская комиссия не принимала никаких решений относительно директоров", – просит Демидова.

Растолковывать, что к чему, поручили начальнику управления образования Светлане Баляй.

"В соответствии с законом с руководителями школ и детских садов заключают контракты. Из-за реформы в прошлом году с ними перезаключили контракты по ходатайствам районо, – объясняет Баляй. – То есть контракт – это ежегодная процедура при участии созданной департаментом комиссии".

По её словам, комиссия акцентировала внимание на результатах работы школ.

"Это и наполнение учебного учреждения, и его востребованность, – перечисляет Баляй, – вне зависимости от того, где именно расположена школа. К примеру, у нас есть специализированное учреждение на базе школы №13. Она рассчитана более чем на тысячу учеников, а учится там немного более 500. Возникает вопрос: почему на протяжении лет нет прогресса? Статус школы определяется и количеством учителей, качественными их характеристиками. Еще – показатели, связанные с ВНО. В школе №110 у нас нет выпускных классов на протяжении уже четырех лет. Это говорит о том, что школа не может обеспечить выпускников. Мы были очень взволнованы этой ситуацией! Есть школа №39, она среди 143 школ занимает 138 место! Речь идет о качественных показателях!

Потом Светлана Баляй резко перешла к поступающим от родителей жалобам на директоров.

"Общая цифра этих жалоб такая… – запнулась начальник правления образования, – солидная".

"Это от родителей? – поинтересовались депутаты Олег Тупица и Григорий Гельфер. – От разных, скажем так, представителей общественности поступают жалобы. Но большая часть – от родителей учеников. Более 800 жалоб. Вы же понимаете, что, рассматривая определенные жалобы, мы находили им подтверждение".

Удивительно, но в управлении образования рассматривают жалобы «общественности» на директора без участия самого директора. Как можно разобраться в проблеме, не взяв пояснений у руководителя школы?

"А есть у вас схемка наглядная — по всем критериям, которые вы сейчас озвучили? – спросила Демидова. – Какая-то хронология по каждой школе? Чтобы людям можно было объяснить, почему уволили того или иного директора".

Состояние образования в Украине. Инфографика

"Рейтинг руководителей мы не выводили, мы говорим об учебных учреждениях. А наша рабочая документация, скажем так, которая есть, содержит номер учреждения, его название, фамилию руководителя, какого он года рождения, когда был перезаключен договор, когда он подошел к концу. Далее информация о жалобах и выговорах, ЗНО и олимпиадах, конкурсах для учителей. Ну, я думаю, вы понимаете, что это не единственный универсальный способ проверки руководителя. Анализ универсальной работы, в смысле", – отметили депутаты.

Директор… без образования

Далее Светлана Баляй неожиданно перескочила на школьные каникулы, посвятив им не очень понятный монолог.

"Только начались каникулы, и на улицах города затихло все. Движение приостановилось. И мы все почувствовали в своей жизни, что значит, когда дети просто пошли на каникулы, – говорит Баляй. – И мы все заинтересованы, чтобы отрасль образовательная работала стабильно…"

Наталья Демидова вернула чиновницу к проблеме увольнения директоров школ.

"Я не буду комментировать закон об образовании, хотя к нему много вопросов. Но когда он вступит в силу? Когда назначать руководителей будут в рамках конкурса?" – спросила Демидова.

"Мы запросили разъяснения к закону. Ждем их, – ответила Баляй. – Но перезаключение контрактов, там, где оно было, у нас осуществлялось до июля 2018 года… По закону назначение руководителей будет происходить на конкурсной основе, а не, так как раньше – по ходатайству. Сейчас руководителю необязательно иметь высшее педагогическое образование. В настоящее время наши усилия, я имею в виду мэрию, должны быть направлены на то, чтобы отбор руководителей происходил… Мы сейчас изучаем закон с помощью юристов".

"И там написано, что высшее педагогическое образование для директора школы необязательно?" – уточнил депутат Гельфер.

"Да. Директор – это руководитель, который должен обеспечивать развитие и функционирование школы", — объяснила Баляй.

"Но это должно быть как-то законодательно утверждено. Должны быть квалификационные требования к руководителю", – возразила Демидова.

"У нас есть письмо-разъяснение к отдельным положениям. Думаю, что будут разъяснения и по поводу положения, и по поводу проведения конкурса назначения директоров", – предположила Баляй.

"Учитель обязан иметь высшее педагогическое образование. Это – педагог. А директор – менеджер", – говорит зам директора департамента Ксения Сушко.

"Квалификационные требования в законе предусмотрены? – спросила Демидова. – Это очень спорный вопрос. На каком основании будут принимать тех директоров и не принимать этих. Напишите письмо в министерство, попросите конкретизировать. Не может человек без педагогического образования быть директором школы!"
"Думаю, что в ближайшее время мы рассмотрим эту тему", – пообещала Баляй.

Нужно было попросить!

На заседание депутатской комиссии пришли учителя и представители родительского комитета №39.

"Мы просим рассмотреть вопрос увольнения нашего директора, а также найти возможность продлить с ней контракт хотя бы до конца учебного года. Работа школы парализована! – жалуются учителя. – Наши ученики хорошо сдали ВНО и поступили в вузы. У нас много медалистов, они подтвердили знания, когда сдавали ВНО! У нас хороший коллектив! Отличная дисциплина! А то, что директор наша не пришла к вам в управление претензии предъявлять, так это дело воспитания, самоуважения… По поводу Малой академии наук — так там взносы для родителей. Их не каждый потянет!"

"Мы должны понимать, что идут коренные изменения в работе школ. Если по результатам конкурса к вам придет директором вообще посторонний человек, которого вы не знаете? Такое может быть. У вас исчезнет органика учебного процесса? – спросила у учителей Баляй. – Считаю, что нужно думать об учебном учреждении, а не о руководителе".

"А как может человек, который не знает специфики школы, её возглавить?" – удивился депутат Гельфер.

"У вас есть возможность до момента следующего заключения контракта исправить все ошибки учебного учреждения и сделать все, чтобы на работе школы не отражалась смена руководства", – говорит Светлана Баляй.

"А сейчас можно вернуть нам нашего директора? – спросили учителя. – Середина учебного года! Ладно бы еще все это произошло на каникулах летних".

"Вообще, мне кажется, что директора знали о том, что у них заканчиваются договоры, – рассуждает Наталья Демидова. – Почему не обратились, не поинтересовались, продлят ли с ними контракт? Лично ко мне обращались несколько директоров, чтобы узнать, что у них с контрактами".

"Всё, уже случилось то, что случилось! Можно сейчас что-то сделать? – спросили учителя школы №39. – У нас хаос! Середина года!"

"Во время прошлой процедуры перезаключения контракта никто это вопрос не задал, – констатировала Баляй. – Ни один директор на протяжении года не инициировал досрочного перезаключения контракта. Не так существенно, когда они закончились".

"Ну а что, раньше когда-то была такая практика, что директора приходили раньше окончания срока действия договора?" – спросили учителя.

"Пришли бы и сказали, что хотят перезаключить", – ответила заместитель директора департамента Дарья Белая.

"Сколько вообще у нас директоров, которые не согласны с тем, что с ними не продлили контракт? – спросила Демидова. – Есть такая статистика?"

"Я вам сказала: на сегодняшний день ни один директор с претензией к нам не обратился, – ответила Светлана Баляй. – Я слышала, что сегодня тех, с кем не заключили контракт, называют худшими, кого-то — лучшими. Не нужно этого делать. Мы говорили о результатах учебного заведения, а не о худших и лучших. Выбирайте лексику".

"А с результатами работы комиссий где можно ознакомиться?" – спросил у Баляй кто-то из присутствующих.

"Мы не создавали комиссию для оценки работы учебного учреждения, – ответила за подчиненную Сушко. – Это вообще другие вопросы…"

"Я готова поработать с родителями и учителями и дать ответы на их вопросы. Раз уже обращение появилось. У нас могут быть разные взгляды на одну и ту же ситуацию. Мы дадим ответ. Но не для интервью и популяризации темы".

Короче говоря, очень похоже, что в департаменте просто выращивают новую касту директоров школ – послушных, угодливых, умеющих вовремя попросить и пообещать.

Такие руководители очень пригодятся городской власти при всех будущих выборах.

Самое читаемое
    Темы дня