наверх
19.04.202402:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Луганск. Заправиться – миссия не выполнима

Луганск, Донецк: гуманитарная катастрофа (261)

(обновлено: )92202
В Луганске уже месяц не работают автозаправки. Испуганные артобстрелами владельцы массово и экстренно свернули опасный в военное время бизнес, а луганчане ищут способы доставать необходимое топливо.

Евгений Стримов

В Луганске уже месяц не работают автозаправки. Испуганные артобстрелами владельцы массово и экстренно свернули опасный в военное время бизнес, а луганчане ищут способы доставать необходимое топливо.

Бензин и солярка во время боевых действий – одни из наиболее востребованных товаров. За ними в городе одновременно открыли охоту коммунальные службы и немногие автомобилисты, еще отваживающиеся выезжать на машинах.

Закрыто из-за обстрелов 

Закрывать АЗС в Луганске начали еще с конца июня, когда на подступах к городу начались активные бои и артиллерийские перестрелки. Но тогда, по оценкам луганчан, еще работали около 80 процентов заправок. Настоящий же вал закрытия спровоцировали обстрелы города, начавшиеся в 20-ых числах июля.

Корреспонденту РИА Новости Украина удалось поговорить с Мариной, работавшей оператором одной из АЗС Луганска, расположенной на квартале 26 бакинских комиссаров. По словам девушки, ее последним рабочим днем на заправке стало воскресенье, 20 июля.

– Работа у нас сильно изменилась еще с мая, после "референдума" (о независимости "Луганской Народной Республике" – авт.). Уже тогда начали завозить меньше топлива, цены начали сильно расти из-за нехватки. Начальство рассказывало, что нам просто не хотят везти сюда бензин – опасаются блокпостов, боятся, что на них бензовозы могут "отжать". Но мы продолжали работать.

Частыми гостями на АЗС, рассказывает Марина, стали "ополченцы", которые в отличие от многих луганчан, не боящиеся ездить по городу на автомобилях.

– Они были одними из самых частых посетителей. Платили или нет? Кто как: одни платили, нормально, полную стоимость, а другие просто заезжали, и говорили: "Мы заправимся, ладно?". Они же все с автоматами, ничего возражать им мы не могли.

Сейчас руководство заправки, говорит девушка, выехало из Луганска, и точно не знает, возобновит ли после возможного освобождения города свой бизнес.

– Официально мы сейчас в отпусках, формально – еще числимся на работе. Мы вместе с нашим водителем вывезли все, что могли, из здания заправки, отвезли в его квартиру. Но оборудование для заправки, естественно, осталось. Писала по интернету нашему старшему менеджеру, хотела узнать, что они планируют. Он ответил, что пока ничего не знает, только посоветовал попытаться уехать из города.

Спекуляция или помощь людям?

После закрытия "официальных" АЗС в Луганске резко увеличился спрос на небольшие, частные заправки, где еще можно было приобрести бензин или ДТ. Их владельцы ездили за топливом в небольшие города и поселки неподалеку от города: Краснодон, Молодогвардейск, Новосветловку, и затем перепродавали в Луганске.

Цены доходили, признается Юрий, занимающийся куплей-продажей топлива, до 25-30 гривен за литр бензина (почти в два раза выше среднего уровня цен).

– Ко мне приезжали клиенты, и жаловались, что я спекулянт, зарабатываю на человеческом горе… Но я ездил в Краснодон за бензином, там его покупал по 22-23 гривны, а потом в Луганске продавал за 25. В дороге – обстрелы, блокпосты… Один раз, чтобы проехать, пришлось "подарить" ополченцам две канистры. Плюс свою машину мне еще нужно было заправить.

Но сегодня, рассказывает владелец заправки, "челночество" в Краснодон и Молодгвардейск закончилось: там идут непрекращающиеся бои.

– Разумнее всего поступили те, кто запасся бензином, закупили хотя бы литров 500. Сейчас его продают где-то по 40 гривен. Дорого, конечно, но тут работает принцип – "не хочешь, не бери", – другие возьмут, потому, что деваться все равно некуда.

Еще одним важнейшим фактором сворачивания бизнеса для Юрия стала близость его мини-АЗС к захваченным боевиками "ЛНР" складам "Новой почты".

– Свою заправку я держал на территории оптовой базы, недалеко от авторынка. А там, совсем рядом, "ЛНРовцы" захватили склады "Новой почты" и устроили полигон, стреляли оттуда из минометов и, по звуку, "Градов". Когда я еще работал, и начиналась стрельба, у нас в сторожке лопались стекла. Было страшно, что прилетит "ответка", и начнется пожар. Тем более, у нас на территории базы еще есть автомастерская, там много машин, так что пришлось эвакуироваться.

Остатки топлива Юрий перевез домой, и распродавал знакомым и соседям по частному сектору.

"Серый" бензин

Впрочем, у луганчан есть еще один способ, как достать топливо — контрабанда. 29-летний Олег, выехавший с женой из Луганска в Меловое, рассказывает, что может спокойно покупать бензин – много и дешево.

– Нужно только пересечь границу, все местные знают эти "тропки", и можно покупать топливо. Бензин я беру за 28 рублей/литр (около 10 гривен – авт.) – откровенно хвастается Олег. – Но что доставить его в Луганск – нереально. У нас в городе остались родители, у них есть генератор, но заливать в него нечего – бензина нет, даже по 35-40 гривен. Везти смысла нет – отберут, и очень опасно. Попасть под обстрел не хочу. Буду ждать, пока в Луганске все успокоится.

    Самое читаемое
      Темы дня