наверх
26.11.202015:14
Курсы валют НБУ
  • USD28.38+ 0.01
  • EUR33.78+ 0.10

Бюджетная политика: ошибки за 25 лет независимости. Оценки Людмилы Супрун

Заявления МВФ и экономический кризис в Украине. (733)

(обновлено: )100820
Эксперт по вопросам бюджетной политики Людмила Супрун пояснила, что для бюджетной политики страны переломным был 2000 год, когда приняли Бюджетный кодекс. Но, к сожалению, до сих пор осталась главная проблема – использование вручную средств бюджета.
Людмила Супрун. Архивное фото

Всемирный банк прогнозирует рост экономики Украины на 1% к концу 2016 года, и на 2% – в 2017 году. Но этот прогноз будет зависеть в значительной мере от двух моментов: развития ситуации на Донбассе и будут ли продолжены реформы.

От успешного проведения реформ зависит не только улучшение благосостояния граждан, но и наполнение государственной казны, считает премьер-министр Владимир Гройсман.

Бюджетную политику независимой Украины в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала эксперт по вопросам бюджетной политики Людмила Супрун.

Если, особо не углубляясь, проводить анализ государственных бюджетов Украины за годы независимости, с 1991 по 2016 годы, можно ли выделить общие тенденции и кардинальные различия?

– Конечно. Разница достаточно большая. И в том, как наполняется бюджет, какие доходы поступают, и в том, как распределяются расходы.

Могу сказать, что ключевым, переломным за эти 25 лет, скорее всего, был 2000 год, когда был принят Бюджетный кодекс. До этого, с 1991 года по 2000 год Украина имела несколько десятков разрозненных нормативных актов, которые практически вручную вели бюджет страны. Вот с принятием Бюджетного кодекса в 2000 году как раз начался новый период формирования бюджета.

Мне кажется, это достаточно хороший кодекс. Он позволял доставить деньги в любую точку Украины и даже любому потребителю. Проблема оставалась почти одна и та же – это часто использование вручную средств бюджета, использования тех программ, которые были сделаны по частному, приватному заказу.

К сожалению, этого не удалось избежать и сейчас.

Насколько опасно ручное управление бюджетом?

– Ручное управление опасно только одним – тем, что полученные в бюджет, в государственную казну деньги налогоплательщиков распределяются в непрозрачном режиме и подаются сверху, правительством, как некая благодать: вот видите, пришло правительство и распределяет – тому 20 копеек, тому — 200 гривен.

Иногда нам удавалось этого избежать. Например, когда в бюджете на 2006 год определили, что деньги на местные уровни распределяются автоматически, то даже при отсутствии правительства при проведении перевыборов, колоссальной нагрузки в тот момент все в стране сложилось благополучно, потому что ни одна копейка не задерживалась ни на секунду в казначействе, все шло по правилам.

На местном уровне местные советы принимали быстро решения. Им нужно было ремонтировать дороги, им нужно было ремонтировать школы, приводить в порядок больницы, и все шло достаточно успешно, то есть меньше было вмешательства в такую деятельность и больше было успеха.

Были и моменты, которые наполняли бюджет и меняли, например, бюджетную систему, и это оказывало огромное влияние на страну. Например, очень много людей страдали в конце 1990-х годов от отсутствия денег на инсулин. Тогда была принята государственная программа о поддержке больных на сахарный диабет, и денежные ресурсы пошли на приобретение лекарств, которые как раз тогда начала производить Украина. Фактически за два–три года эта проблема была снята.

Из интересных моментов я бы назвала еще и такой: при продаже "Криворожстали" в государственный бюджет поступила огромная сумма, причем в тот период денег в бюджете не хватало.

Даже Пенсионный фонд у нас оставался фактически без копейки. И тогда часть денег, направленная от продажи "Криворожстали" в бюджет, а это больше трех с половиной миллиардов, пошли на пополнение пенсионного фонда. Также первый раз деньгами от продажи "Криворожстали" Украина пополнила статутные капиталы двух государственных банков – “Эксимбанка" и "Ощадбанка".

Еще могу рассказать относительно финансирования дорог. Сейчас все говорят, что дороги – в ужасном состоянии, но никто не называет причину.

А причина такая: в 2010 году правительство Азарова ликвидировало так называемый транспортный сбор. Этот транспортный сбор, а его собиралось в год около двух миллиардов гривен, направлялся на местные дороги. За шесть лет отмены этого сбора ни одним источником не заместили финансирование дорог местного значения. Таким образом, почти 12 миллиардов гривен, это огромная сума, не поступили на дорожное строительство в местные бюджеты.

Вот иногда такими бездумными решениями правительство наносит колоссальный вред стране.

К слову, политолог Алексей Якубин считает заявление Кабмина о повышении пенсий осенью попыткой компенсировать недовольство населения, связанное с ожидаемым ростом коммунальных тарифов.

Напомним, ранее председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак выразил опасение, что правительство искусственно пытается девальвировать гривну и таким образом наполнить государственный и местный бюджеты.

Самое читаемое
    Темы дня