наверх
14.06.202419:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Программа Кабмина в энергосекторе это увеличение тарифов - Землянский

(обновлено: )129964
Кабинет министров Украины представил свое видение реформы энергетической сферы. В программе деятельности Кабмина энергетике посвящен целый раздел.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Кабинет министров Украины представил свое видение реформы энергетической сферы.

В программе деятельности Кабмина энергетике посвящен целый раздел. Как отразится реформирование отрасли на потребителях, РИА Новости Украина рассказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Валентин Землянский.

Валентин, исходя из программы правительства, какие приоритеты реформы энергетики выбрал Кабмин Яценюка?

— Сейчас идет подмена понятия реформ энергетического сектора. Потому что под реформами правительство подразумевает, во-первых, повышение тарифов на все виды энергоносителей, во-вторых — разделение НАК "Нафтогаз Украины" и закрытие шахт. На этом реформы заканчиваются. Вместо изменения правил игры на рынке, правил работы — это все подменяется не самыми первостепенными вещами.

Относительно тарифной политики. Тарифы, безусловно, не соответствуют экономическим реалиям – это единственное, пожалуй, в чем можно согласиться с Кабмином. Но методы, которыми правительство собирается решать эту проблему, они являются просто антисоциальными. Чтобы выйти в течение полугода на рыночный уровень тарифов, нужно "уморить" большую часть населения в финансовом плане.

Это будет такое резкое повышение?

— Тарифы на газ на сегодня для населения составляют 1300 гривен с НДС, при потреблении 2500 кубов. Предлагается поднять до уровня промышленности, которая платит более 7000 гривен с учетом НДС, потому что базовая ставка для промышленности 5900 гривен. Соответственно, если выровнять тарифы, то в меньшей степени это отразится на потребителях в многоквартирных домах, но все равно будет ощутимо. Ведь есть разница, что платить — 10 или 70 гривен. Во-вторых, сильнее всего это ударит по частному сектору, особенно по сельской местности. Состоятельные люди, имеющие свои дома, они в состоянии будут это компенсировать без помощи государства. А сельское население эти тарифы просто не потянет, и мы вернем его в каменный век, а вся газификация, которая велась последние несколько десятков лет в сельской местности — на ней можно поставить крест.

Население не сможет оплачивать дорогой газ и просто повыбрасывает газовые котлы, поставят плиты, потому что на селе мало кто сможет платить порядка 20 000 гривен в год за газ при потреблении в 2500 кубов. На этом достижения газификации и закончатся.

Но ведь это только вершина айсберга?

— Философия нынешнего правительства и руководства энергетического сектора состоит в том, что это должна быть либертарианская модель, либеральная модель рынка. Рынок сам распределит, кто может, а кто не может платить за газ. По сути дела, это социальный дарвинизм. То есть, выживает сильнейший, остальные остаются не у дел. Понятно, что никакие компенсации такие потери в частном секторе, в сельской местности не выровняют. Но самое основное – это то, что тарифы на газ автоматически зацепят тарифы на тепло. Потому что если на сегодняшний день за тепло мы платим порядка 10-11 гривен за квадратный метр, то в его себестоимости 60% — это цена газа, и при повышении тарифов на газ мы получаем трех-четырехкратное повышение тарифов на тепло, поскольку теплокоммунэнерго тоже получают газ по цене 1300 гривен за 1000 кубов, как и домохозяйства. Если повысятся тарифы на газ, то мы будем платить 30-40 гривен за квадратный метр отопления. Но повышение цены никак не затронет качество услуги. Даже если ты будешь регулировать степень горячести батарей, это никоим образом не отразится на сумме оплаты. То есть, по сути дела, тебя принуждают в любом случае оплачивать по квадратным метрам, и нет никакой альтернативы. Кстати, главным условием повышения тарифов на газ согласно меморандуму с МВФ — это организация учета, то есть оборудование счетчиками всех потребителей. Этот вопрос не решен, особенно в городах, потому что, имея газовую плиту, мало кто имеет газовые счетчики. Однако газовый счетчик окупает себя в том случае, если идет большой расход газа.

А насколько оправданно повышение стоимости электроэнергии?

— На фоне газа это теряется. Двукратный рост на электроэнергию с 30 копеек до 60 копеек – да, он ощутим, но вы платите 25 или вы платите 50 гривен… Я готов согласиться с большинством экспертов, что это сопоставимо с пополнением мобильного телефона. Это не является критичным. По существующим расчетам, перекрестное субсидирование потребления электроэнергии дает больше потерь в экономике и больше потерь для социальной сферы, чем повышение тарифов. Во всех постсоветских странах на сегодняшний день тарифы на электроэнергию для промышленности – выше, но разрыв между ними и тарифами для населения меньше, чем это есть в Украине. Безусловно, этот разрыв необходимо сокращать, но опять же – вопрос в поочередности действий. Если правительство планирует все это начать весной 2015 года, понятное дело что все обернется грандиозным провалом и просто ростом неплатежей. Их рост будет лавинообразным и его остановить будет невозможно. Самое главное, о чем не говорит правительство и чего нет в программе действий — это о росте доходов граждан. Там говорится о чем угодно, кроме роста доходов граждан и развитии экономики. Уровень благосостояния не меряется уровнем ВВП, он зависит от уровня доходов конкретного домохозяйства. Мы получили только выполнение требований МВФ по замораживанию бюджетных зарплат и пенсий. И на фоне дико растущих тарифов это кроме социального взрыва больше ни к чему не приведет. Более того, если мы соотнесем тарифы на сегодняшний день, которые предлагает установить правительство и уровень доходов, чтобы комфортно можно было покрыть коммунальные расходы, сегодняшняя средняя зарплата в 3,5 тысячи должна увеличиться в шесть-семь раз, если правительство хочет сохранить уровень платежей 90-95%. Если будет ниже, соответственно будет ниже и оплата коммунальных услуг, а взыскание долгов будет обходиться компаниям дороже, чем списание их в убытки. Понятно, что это не лучшим образом будет отражаться и на состоянии энергетики, и на состоянии экономики в целом.

Читайте также: Программа Кабмина. Голодное население, сытые чиновники и тезисы КПСС

Как следует относиться к планам закрытия шахт?

— Закрытие шахт в долгосрочной перспективе может привести к тому, что Украина из производителя и экспортера электроэнергии может превратиться в импортера и транзитера. Если сравнить доходы от внутреннего производства и импорта, то импорт более убыточен для любой экономики, чем собственное производство. Он дороже и это выведение денег за пределы страны. Более того – если будет сокращаться тепловая генерация, и она будет замещаться импортом электроэнергии из России, то с учетом планов Кабмина увеличить мощности АЭС на западе страны, мы получаем все условия для начала транзита российской электроэнергии по украинской территории в Европу. То есть, за счет перетока электроэнергия из России будет доходить до центральных областей Украины, а затем отправляться в направлении Европы. Таким образом, Украина из экспортера превратится в импортера электроэнергии и по сути дела в транзитера в ЕС. По заявлениям правительства в энергетике оно пытается достичь энергонезависимости, но своими попытками Кабмин еще больше загоняет Украину в подобную зависимость такими решениями. Мы фактически будем содействовать развитию генерации России.

    Самое читаемое
      Темы дня