наверх
26.04.202410:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Свобода совести по-тернопольски: до Бога и Европы, "як до неба рачки"

(обновлено: )2607830
Захваты храмов УПЦ продолжаются. Аппетиты церковных рейдеров растут, выходя за рамки бытового рейдерства. Идея подвести под противоправные действия законодательную базу витает в Раде. Дело грозит обернуться попыткой учинить УПЦ полный разгром.

Павел Рудяков, эксперт

Тернопольская область остается в числе украинских регионов, где захваты храмов Украинской православной церкви происходят с пугающей регулярностью и системностью. Власть насилие не пресекает, а потакает ему. Осуществляется манипуляция общественным мнением с целью придать такого рода действиям видимость "богоугодного" дела, вполне нормальной, "демократической" процедуры, отвечающей и нормам морали, и законам. 

Одним из последних инцидентов подобного плана стал случай в селе Котюжини в Збаражском районе. Там местные "активисты" при поддержке боевиков из "Правого сектора" явочным порядком захватила церковь, ссылаясь на результаты голосования о переходе под юрисдикцию Киевского патриархата. Некоторое время спустя Котюжини прославились еще раз, когда группа жителей села выгнала съемочную группу, приехавшую туда вместе с изгнанным настоятелем храма, священником УПЦ Александром Кантицким, чтобы отснять сюжет о том, что происходит в селе. Силовые действия против журналистов, однозначно подпадающие под квалификацию "препятствование журналистской деятельности", за что, как известно, предусмотрена ответственность, были позитивно оценены местным изданием "За Збручем". Свободу слова в селе и в районе трактуют так же, как свободу совести: своим – свобода, чужим – то, что мы им позволим.

Столкновения между верующими УПЦ и Киевского патриархата в связи с попытками передела церковного имущества имели место и в селе Кинаховцы в том же Збаражском районе. Там представители общины КП захватили сельский храм на "законных", по их мнению, основаниях: предъявив протокол собрания о перерегистрации общины. Дальнейшие действия "активистов" ни о какой законности даже не напоминали: после того как староста отказался отдать им ключи от церкви, они взломали замок. Летом был захвачен храм УПЦ в селе Башуки Кременецкого района. Там в захвате тоже активно участвовал "Правый сектор". В ряде сел в Ивано-Франковской области общины УПЦ были переведены в Киевский патриархат по решению собраний, в которых участвовали и на которых голосовали за переход не верующие  церковных общин, а жители населенных пунктов, где они расположены. Голосовали и атеисты, и верующие других конфессий, и несовершеннолетние. Так сказать, воинствующая "демократия" в действии.

Общее количество незаконно захваченных храмов УПЦ перевалило за сорок. Такую цифру называет митрополит Антоний (Паканич). "Во многих случаях, – говорит владыка, – неправомерные действия являлись следствием проведения так называемых местных референдумов, на которых не члены общины, а жители тех населенных пунктов, где находились якобы "проблемные" церкви, принимали решение об их дальнейшей судьбе. Это было кричащим нарушением, поскольку среди голосовавших за перевод православных храмов в другую юрисдикцию наблюдались приверженцы других конфессий или вообще атеисты".

Читайте также: Власть против УПЦ: церковное рейдерство и другие грехи

Захваты храмов выглядят как хорошо спланированная кампания, ведущаяся по заранее разработанному плану. Складывается впечатление, что против Украинской православной церкви готовится массированное наступление, инициаторы и организаторы которого видят свою задачу в том, чтобы свести счеты с ней раз и навсегда. Пока "внизу", на уровне общин продолжается череда захватов храмов УПЦ, провокаций против нее, ее священников и верующих, не стихает кампания по дискредитации Церкви, "вверху", на уровне власти готовится почва для официального узаконивания беззакония и произвола. В Верховной Раде не прекращаются попытки законодательно закрепить новации в сфере церковной жизни, способные спровоцировать религиозную войну, которая может оказаться смертельной для Украины как для целостного суверенного государства. Вместо того чтобы возглавить консолидацию политического класса и общества парламент продолжает поднимать ставки в процессе общественно-политической конфронтации. Принятие неоднозначных образовательной, пенсионной и медицинской реформ никого ничему не научило: на повестку дня выносится новая скандальная тема. Религиозная. Ряд депутатов инициирует принятие законы, которые могут спровоцировать масштабное рейдерство, острое противостояние и даже религиозную войну. Причем, не только против УПЦ, а в формате "всех против всех". 

Начать разговор об инициативных начинаниях групп депутатов в ВР в сфере свободы совести, религии, межконфессиональных отношений стоило бы с напоминания о том, что в соответствии с Конституцией Украина – светское государство, что исключает любую возможность установления на законодательном уровне каких-либо преимуществ или ограничений для тех или иных религиозных организаций или объединений. Иначе говоря, законопроекты по церковным вопросам, подготовленные в парламенте, сами по себе заведомо незаконны. Это обстоятельство, кстати, констатируется в выводах Главного научно-экспертного управления ВР и по законопроекту № 4128 и по законопроекту № 5309.

Инициаторы принятия Радой законопроектов, призванных узаконить перераспределение храмов и имущества в пользу Киевского патриархата, на такого рода "мелочи" предпочитают не обращать внимания. Один из них – заместитель председателя парламентского комитета по делам культуры и духовности Виктор Еленский – пытается нейтрализовать их, подводя под церковное рейдерство морально-этическую базу собственного изготовления. В ее основу он кладет (кто б сомневался?!) ссылку на "агрессию" России. "Верующие УПЦ, – объясняет он, – демонстрируют недовольство политикой священноначальников этой церкви, в частности, отношение к российской агрессии и к войне на востоке Украины. Это обусловило переход нескольких десятков парафий из-под юрисдикции Московского под юрисдикцию Киевского патриархата". В том, что такие действия противозаконны по определению, законодатель Еленский не видит ничего дурного. "На сельском сходе, – вещает он, – подавляющее большинство населения того или иного села говорит о своем желании перейти в Киевский патриархат. Эти люди не приехали в село из других населенных пунктов, а давно являются членами этой общины (тут депутат сознательно запутывает читателя, подменяя понятие "церковная община" понятием "община сельская" – Авт.). Они, их деды и прадеды точно так же строили этот храм, возможно, даже сдавали на него деньги". Опять передергивание: возможно, строили, возможно, не строили, возможно, сдавали деньги, возможно, не сдавали. А право на долю церковного имущества им все равно отдай без всякого "возможно"

То, что говорит Еленский, – демагогия, не имеющая ничего общего ни со здравым смыслом, ни с моралью, ни, тем более, с законом. Она имеет право на существование исключительно в рамках "майданного", основанного не на праве, а на "достоинстве" и силе, общественно-политического дискурса, который в Украине продолжает доминировать. Глава Конференции католического епископата Украины архиепископ Львовский Мечислав Мокшицкий с легкостью опровергает доводы и доказательства украинского депутата, раскрывая их полную несостоятельность. Из мирных, демократических процедур, каковыми их пытается представить Еленский, они в трактовке этого священнослужителя превращаются в циничные акты противозаконного рейдерского захвата чужого имущества.

"После Второй мировой войны, – говорит Мокшицкий, – когда на этих землях (на Западной Украине – Авт.) установилась коммунистическая власть, она ликвидировала католическую жизнь. Отбирали храмы, отдавая их под кинотеатры, театры, органные зала, а чаще – под склады удобрений или коровники. Когда Украина получила независимость, в демократическом государстве поступили подобным же образом. Власть, получив в управление эти храмы, не вернула их прежним собственникам, но отдала опять в руки других. Другие церковные общины, в основном, греко-католические приняли наши храмы, не спрашивая нас о согласии. Они не имели права этого делать. Все имущество принадлежит именно Церкви, будь то Римско-католическая, будь Греко-католическая (тут не хватает Украинской православной церкви – Авт.). Каждая из них имеет право на свое имущество. Это одинаково везде, что в Польше, что в Германии, что в Италии. Вне зависимости от национальности верующих это – собственность Церкви. Нам говорят, что "когда тут всем владели поляки – было польское, теперь нет поляков – стало украинским". Неправда. Это была и есть собственность Римско-католической церкви. Как мы учим уважать чужую собственность, соблюдать заповеди Божии, особенно, заповедь "не укради", а поступаем иным образом".

Еще более категорично и однозначно высказывается о законопроектах, предполагающих законодательное регулирование межконфессиональных отношений в Украине, епископ Харьковско-Запорожской диецезии Римско-католической церкви Станислав Широкорадюк. Вот, что он говорит по этому поводу: "Относительно законопроекта Еленского № 4128. Создается анархия. Здесь ясно написано, что все делается для того, чтобы Киевский патриархат смог забрать приходы Московского патриархата к себе. Создается коррупционная схема для того, чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат. А почему не сделать, как во всем мире: каждая религиозная община должна быть юридическим лицом. Церковь должна быть юридическим лицом! Такой закон будет защищать Церковь. Я, упаси Боже, не за Московский патриархат. Но таких законов не должно быть! Таких законов не должно быть! Есть юридическое лицо, которое имеет право на свою собственность, это ее право защищается Конституцией. А они хотят сделать, как на Майдане. Проголосуем, и все! На майдане возле церкви революция идет. Это не хорошо, это не справедливо. Кто сильнее, тот и прав – это не по-христиански. Это – рейдерство". 

Читайте также: Войны за храмы происходят каждый день. Виновник — власть

Слушай, Украина! Это говорит, обращаясь к тебе, Европа. Частью которой ты себя мнишь и объявляешь. Или, когда речь идет о чужом имуществе и о возможности завладеть им, Европа нам не указ?

    Самое читаемое
      Темы дня