Геворг Мирзаян, для РИА Новости Украина
Власти Нидерландов нашли способ пройти между Сциллой (итогами апрельского референдума, на котором население страны проголосовало против евроассоциации с Украиной) и Харибдой обязательств страны в рамках общеевропейской внешней политики. Премьер-министр Страны тюльпанов Марк Рютте вычленил основные, по его мнению, тревоги нидерландцев в вопросе евроассоциации с Украиной и потребовал от Европы их развеять.
Среди выставленных Амстердамом условий, которые должны быть оформлены в виде юридически обязывающего решения глав стран-членов ЕС, четкая оговорка о том, что евроассоциация Украины не является шагом к ее членству в Евросоюзе. Кроме того, соглашение не должно позволять Киеву претендовать на какое-то сотрудничество с ЕС в оборонном секторе. "Если мы этого не получим, на следующий день мы внесем в парламент закон, в котором говорится о том, что мы не будем ратифицировать Соглашение об ассоциации", — пригрозил Рютте. Европейские лидеры должны будут обсудить этот вопрос на саммите ЕС 15 декабря.
Читайте также: Безвиз. Обещанного семь лет ждут, считают в соцсетях
Требования Нидерландов вообще-то являются риторическими. О том, что Украина не войдет в ЕС как минимум в среднесрочной перспективе, говорили и чиновники ЕС (приостановившие процесс расширения), и все вменяемые эксперты по обе стороны Линии Керзона. А давать какие-то оборонные гарантии Украине на фоне открытого гражданского конфликта в Донбассе было бы для Брюсселя просто рискованным – страны ЕС выступают даже против посылки туда вооруженных наблюдателей ОБСЕ.
"Рютте требует уточнить то, что само собой предполагалось, но в явном виде не сказано в документе", — говорит директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Однако, с другой стороны, принятие риторических требований и их оформление в виде документа будет серьезной проблемой для украинских властей с точки зрения их имиджевой и информационной политики.
Рада вкупе с Администрацией президента долгое время убеждала население в том, что с момента победы "революции достоинства" граждане это достоинство обрели и теперь твердой поступью идут в Евросоюз. Убеждала, что евроассоциация является если уж не частью процедуры вступления, то, по крайней мере, твердым шагом в этом направлении. Этот миф отчасти поддерживался и Брюсселем, игравшим с Киевом по "турецкой схеме" (делать вид, что идет процедура вступления, дабы держать власти страны-кандидата на коротком поводке).
Сейчас же Украине не просто говорят, а прописывают в документах тезис о том, что о вступлении речи не идет, и Киеву придется как-то объяснять населению причины и последствия этой серьезной зрады, а также то, как жить дальше без европейской мечты.
"Требования Нидерландов перечеркивают саму суть Соглашения об ассоциации – путь к ЕС как цивилизационный выбор Украины. Если публично и юридически такой путь будет перечеркнут, то у Киева, по сути, останется только перспектива прагматичного сотрудничества с Евросоюзом", — говорит бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко.
Народ стоял на Майдане, сносил Януковича и ввергал страну в гражданскую войну явно не для этого.
Объяснять придется и момент с оборонным сотрудничеством. Украинское население убеждали, что их страна является щитом Европы от "московской орды", не пускает путинские танки и бронекавалерийские бурятские дивизии в Варшаву и Берлин (дабы они не конкурировали с тамошними мигрантами в деле галантного обращения с немками). Сейчас же ЕС публично и письменно заявит о том, что помогать Киеву в этом сдерживании Брюссель не собирается, и очень прозрачно даст понять, что российской угрозы в Евросоюзе не ощущают.
Это опять же нужно будет доносить гражданам, и без того переживающим в последнее время разрыв штампов и десакрализацию целого ряда позиций (взять хотя бы ту же Савченко, отправившуюся на встречу с "террористами" — главами ДНР и ЛНР). А между прочим, "совместная с ЕС оборона от российской угрозы" является одним из важнейших столпов консолидации украинского населения, а также его евроидентичности, формируемой нынешней властью.
Неудивительно, что сейчас украинское руководство обвиняет Амстердам в предательстве, работе на Кремль и бытовом популизме. "Грустно, что позиция Нидерландов настолько категорична, эгоистична, если не аморальна. Но для политиков средней руки в приоритете всегда парламентские выборы, а не стратегические интересы", — говорит бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
Однако стремление властей Нидерландов соблюсти волю народа объясняется не только тем, что тамошние власти хотят не проиграть следующие парламентские выборы. И даже не тем, что в Нидерландах демократия. Объясняется она именно стратегическими интересами страны, к которым относится не евроассоциация с Украиной, а недопущение радикализации истеблишмента.
Опросы общественного мнения показывают, что если бы сейчас в Нидерландах прошли выборы, то первое место на них заняли бы ультраправые из Партии свободы, которым отошло бы 36 из 150 мест в парламенте (сейчас у нее 15). И, судя по предыдущим опросам, их рейтинг растет. В то же время правящая Народная партия за свободу и демократию, ныне владеющая 41 местом, получила бы лишь 23, и ее рейтинг продолжает снижаться. Времени на исправление ситуации немного – очередные выборы в Нидерландах пройдут уже весной 2017 года.
Как Марк Рютте будет исправлять ситуацию, пока непонятно, но в "украинском кейсе" его задачей было не усугубить болезнь.
Усиление позиций ультраправых по всей Европе происходит во многом потому, что национальные власти теряют контакт с нациями, перестают следовать пожеланиям народа и живут по какой-то параллельной неолиберальной повестке дня. Вот люди и выбирают тех, кто хотя бы может их слушать.
Поэтому в вопросе о евроассоциации Украины Рютте, получив мнение своего населения, после референдума если не поступил согласно ему, то хотя бы прислушался. Оно для него важнее, чем евромечты Киева.