наверх
26.04.202423:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Не первая и не последняя небоевая потеря украинского флота

(обновлено: )21177253
Практически предпраздничный пожар инициирует большое списание старых кораблей ВМС Украины. А что бы с ними было, если бы не пожар?

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Как уже сообщалось на поисково-спасательном судне "Донбасс" Военно-морских сил Украины в воскресенье, 4 сентября, в 04:40 утра произошло возгорание. 

 

Краткая информация о чрезвычайном происшествии появилась на странице ВМС Вооруженных сил Украины в Facebook.

 

Скриншот сообщения о чрезвычайном происшествии на странице ВМС ВСУ в Facebook.

 

Вскоре последовало успокоительное уточнение о том, что "на судне горели бытовые помещения — душевая и сауна. Площадь возгорания составила не более 10 квадратных метров. Причиной стала электропроводка".

Затем поступающие новости становились все более мрачными. Комиссия ВМС Украины, которую Командующий Военно-морских сил ВСУ Игорь Воронченко назначил для расследования причин пожара, приступила к работе по выяснению конкретных причин и размеров понесенных убытков, а также  установлению виновных. Попутно командование ВМС выразило благодарность Главному управлению ГСЧС в Одесской обл. и морском порту Одессы "за оказанную помощь в тушении этого пожара", что "позволило в кратчайшие сроки локализовать возгорание, полностью ликвидировать пожар, что, в свою очередь, предотвратило значительный материальный ущерб".  Согласно официальному заявлению пресс-службы ВМСУ "в командовании полагают, что техническую и боевую готовность "Донбасса" удастся восстановить в ближайшее время".

Несмотря на полученную благодарность и оптимизм флотского бронетанкового командования, источник в Главном управлении ГСЧС в Одесской обл., пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что в действительности "огонь распространился на десятки квадратных метров, пламя охватило бытовые помещения, каюты и рубку на двух палубах", то есть фактически на судне выгорела вся надстройка. Площадь горения составляла более 100 кв. м. Всего было задействовано около 20 единиц пожарной техники, а непосредственно в тушении участвовало 7 стволов с пожарными расчетами. Со стороны моря к судну подошел пожарный аварийно-спасательный буксир "Гранит" и с помощью 3 своих стволов также участвовал в тушении пожара.

Причиной, усугубившей результаты пожара, стал, по информации того же источника, "возраст судна (более 40 лет), который сказался, в частности, на износе перегородок и других частей судна". Тушению пожара также препятствовало сильное задымление, которое возникло из-за продуктов горения кают экипажа. В результате спасательных работ судно набрало в себя много воды и получило заметный крен. Ведутся работы по ее откачиванию.

Как известно, поисково-спасательное судно "Донбасс" (U-500) ВМС ВС Украины было введено в строй в 1970 г. как плавучая мастерская ПМ-9 проекта 304 в Польше для Черноморского флота ВМФ СССР. В 1997 г. — включено в состав Военно-Морских Сил Украины, получив новое название "Краснодон", бортовой номер U 803. В 2001 г. — переклассифицировано в корабль управления и переименовано в "Донбасс", бортовой номер U 500.

28 декабря 2004 г. на корабле, находящемся на ремонте на территории предприятия Севморзавод в Севастополе, возник пожар, на ликвидацию которого потребовалось более 5 часов. В результате пожара была повреждена верхняя палуба судна на площади 50 кв. м, а к его тушению привлекались шесть отделений Государственной пожарной охраны МЧС Украины и пожарный катер ВМС Украины.

В 2007 г. во время шторма его сорвало со швартовых и несколько часов мотало по бухте. Ходовые двигатели на нем не запускались, и только чудом удалось избежать столкновения с другими кораблями.

Министерство обороны Украины 06 декабря 2010 г. выделило около 4 млн грн. для проведения на корабле восстановительных работ. После их окончания в 2011 г. произошла очередная реинкарнация, теперь уже – в спасателя.

Весной 2014 г. на корабле был поднят российский флаг, а украинский экипаж выведен на сушу. В апреле того же года возвращен в состав ВМС Украины и перебазирован в порт Одессы, где и пребывал до настоящего времени.

По сути, роль "Донбасса" уже давно свелась к оправданию освоения бюджетных средств, боевым кораблем он никогда не был, а череда смен назначения четко демонстрирует его "острую необходимость" для украинского флота.

При таком подходе к воинской службе, не менее банальны оказались и истинные причины ЧП. Накануне дня Западной Военно-морской базы ВМСУ, командование корабля вместе с вахтенным начальником приступило к досрочному празднованию. Мероприятие проходило в сауне "Донбасса", которая отапливалась при помощи давно внедренного, но не узаконенного рацпредложения, противоречащего всем требованиям пожарной безопасности, от бортовой электрической сети корабля. Состояние участников банкета и старой электропроводки привело к давно ожидаемому результату.

По оценкам экспертов материальный ущерб настолько велик, что судно восстановлению не подлежит. Причины, по которым судно, абсолютно не нужное ВМС и никогда серьезно не ремонтировавшееся, не было списано ранее, а использовалось в качестве жилого фонда для флотского экипажа, вряд ли будут оглашены. Впрочем, нет худа без добра. По сообщениям тех же экспертов, командование ВМСУ срочно распорядилось готовить к списанию других давно уже бесполезных "ветеранов" ВМСУ — "Винницу", "Северодонецк", "Камянку", "Изяслав", "Золотоношу" и несколько других.

 

Самое читаемое
    Темы дня